Анастасия Сорокина
Конспект НОД в старшей группе «Тула самоварная»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:[/b] «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Задачи:
Образовательная область «Познание»:
- систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов;
- продолжить формирование целостной картины мира.
Образовательная область «Социализация»:
- воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину;
- воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Тула самоварная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Старшая группа
- Тульская область, Тула
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Образовательная область «Коммуникация»:
- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе;
- понятно для слушателей отвечать на вопросы;
- активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись.
Образовательная область «Художественное творчество»:
- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- приобщать к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений;
- формировать интерес и потребность в постоянном чтении книг и их обсуждение со взрослыми и сверстниками;
- развивать эстетический вкус, индивидуальные литературные предпочтения.
Образовательная область «Физическое развитие».
- упражнять детей в выполнении двигательного содержания к предложенному сюжету;
- закреплять умение действовать сообща при выполнении игровых упражнений.
Оборудование:
- презентация «Тула самоварная», самовары, филимоновские игрушки, оружие, пряники, народный костюм, импровизированное оружие, картинки.
Предварительная работа:
- подготовить презентацию «Тула самоварная»;
- чтение сказок, былин, преданий, сказаний; заучивание стихов о Туле, мастерах умельцах, так же заучивание пословиц, стихов, поговорок;
- подготовить витрину с тульскими промыслами.
Музыкальное сопровождение: песня «Тула-земля моя».
Ход НОД:
Педагог. Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поздравляем с Днем Рождения наш любимый город Тулу! Наверное, вы заметили, что на улицах нашего города красиво, светло, празднично! История тульской земли богата событиями и славой. Поэтому знать, соблюдать обычаи и традиции русского народа необходимо.
Есть город в России
С рабочими чудо-руками,
С чуть хитрой улыбкой,
С открытой и доброй душой!
Недаром Отчизна
Гордится его мастерами
Всегда он – в работе,
Всегда он – в заботе большой…
Как вы уже догадались, эти стихи посвящены нашему городу – Туле. Давайте с вами послушаем песню «Тула-земля моя». (Дети слушают песню.)
Если вы не против, то давайте устроим небольшую экскурсию по нашему городу.
Слайд 1.
Педагог. Впервые сведения о Туле датируются 1146 г. Тула была небольшим селением. В то время шла борьба между русскими князьями на землю. Дети, а вы знаете, что название нашего города – Тула- произошло от слова – притулица. Много-много лет назад на берегу реки Упы образовалось маленькое поселение людей. Свои дома они огородили высоким деревянным забором. Так образовался первый деревянный кремль. Но врагов было много и однажды деревянный кремль сгорел и жители решили оградить свой городок высокими крепкими каменными стенами. Это наш тульский кремль, который можно сейчас увидеть. Вот так создавался наш город. А чем же славился наш город? (Дети отвечают: тульскими пряниками, самоварами, филимоновскими игрушками, а еще оружием, гармошками.)
Слайд 2.
Реб. 1. Выхожу на балкон я на зорьке
И любуюсь рождением дня.
С высоты открывается взору
Ненаглядная Тула моя.
Реб. 2. И налево взгляну, и направо –
До чего же ты, город, мне мил!
Золотой предрассветной оправой
Тулу всю горизонт окаймил.
Физкультминутка. «Поднимаем руки все»
Поднимаем руки все - это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри — это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть.
Посидим и отдохнём,
А потом опять начнём.
Педагог: И действительно, ребята, славится наша Тула не только углами, а людьми и их делами. А вот и мастера, встречайте, тульские умельцы.
Слайд 3.
Реб. 1. Самовар раздула Тула,
Тула – Родина моя,
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля!
Педагог. Самовар и Тула неразделимы. Это символ нашего города. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны. Самовар делали из красной и зеленой меди, иногда самовар украшали серебром и золотом. Самовары славились разнообразием форм и отделок. Сколько радости они доставляли людям! Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток. Кто-нибудь из вас был в музее «Тульские самовары»? Что вы там видели? (Ответы детей)
Слайд 4.
Реб. 2. Приезжайте в гости к нам,
От души встречаем,
Рады мы всегда друзьям,
Чаем угощаем!
Из муки и патоки
Напечем вам пряников!
Педагог. Традиционно к чаю подавались тульские пряники. У тульского пряника многовековая история, всенародная известность. А вот кто придумал такой рецепт – неизвестно. В Туле пекут и продают мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами несколько столетий. Тех, кто делал пряники, называли – «прянишниками». Профессия эта передавалась по наследству. Пряник ароматный – как хорошая песня – оставался с человеком на всю жизнь. С пряником встречали новорожденного, он служил подарком ко дню рождения. Пряник дарили невесте в день свадьбы. А музей «Тульский пряник» посещали? Какие пряники вы там видели? (Ответы детей)
Слайд 5.
Реб. 3. На радость и веселье
Как ветер парусам
В наследство тульский мастер
Гармонь оставил нам.
Педагог. Кто не знает тульской гармошки? Гармоника сразу завоевала симпатии простого русского народа. Тульский народ умел не только работать, но и отдыхать. Люди пели много песен, знали множество танцев. И им помогала в этом Тульская гармошка. А вы знаете кто был основателем Тульского баяна – Н. В. Белобородов. У нас даже есть Мемориальный музей Н. И. Белобородова - единственный музыкальный музей в Тульской области!
Слайд 6.
Реб. 4. Когда нависнут тучи с военною грозой,
Когда повеет гарью над отчею страной,
Когда враги, как волки ворвутся вдруг в нее,
Берет Россия в руки Тульское ружье.
Педагог. Тула славится своими оружейными мастерами. Для защиты города тулякам требовалось много оружия. Сначала его доставляли из Москвы, но царь Петр Iрешил построить в Туле оружейный завод и обязал всех тульских оружейников на нем работать. Расскажите, ребята, пожалуйста, кто был в музее оружия и что там видел? (Ответы детей).
Физкультминутка. «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Слайд 7.
Педагог. Дети а вы знаете историю филимоновской игрушки? Я вам сейчас расскажу. Свое название они получили от деревни Филимоново, основными игрушками являются традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Основные цвета, которые используют мастерицы - малиновый, зеленый, желтый и голубой - игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь. Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами д. Филимоново, эти игрушки известны всему миру. Раньше народные умельцы вывозили свой товар на ярмарку и предлагали всем желающим купить игрушки.
Слайд 8.
Дети, а вы знаете какой тульский умелец подковал блоху (ответы детей)
Давно-давно, когда на Руси правил царь, жил-был умелец Левша. В народе его так звали, потому что он ковал изделия из железа левой рукой. И вот царь, узнав про тульского мастера, решил проверить на самом ли деле Левша самый лучший умелец. Приказал царь Левше подковать блоху. Пришлось очень постараться Левше, чтобы сделать такие малюсенькие подковки для блохи. А когда показали царю в микроскопе как прыгает блоха в подковках, он глазам своим не поверил. Был удивлен и восхищен работой тульского мастера – Левши. И велел тогда царь прославить тульского мастера на всю Русь великую.
Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля
Это русское раздолье
Это Родина моя!
Слышу пенье жаворонка
Слышу трели соловья
Это русская сторонка
Это Родина моя!
Слайд 9.
Вот и подошла к концу наша экскурсия. С Днем Рождения, Тула! Пусть наш город всегда будет молодым, красивым и любимым! Тула тоже не осталась перед вами в долгу, она дарит вам свои вкусные медовые пряники, которые испекли тульские умельцы – кулинары на кондитерской фабрике «Ясная поляна». (Дети отправляются к витрине с тульскими промыслами).