Приложение МААМ

Поисково-исследовательская деятельность «Солнечный круг»

Анна Шевчук
Поисково-исследовательская деятельность «Солнечный круг»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в рамках образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, которое может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность „Солнечный круг“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системнодеятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

В развитии любознательности стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество- задача более сложная. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Задачей исследовательской деятельности в дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Актуальность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: большим объемом методических разработок по организации познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью системы необходимых условий для ее реализации. Таким образом исследуя проблему, я включила активные методы обучения.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие дошкольников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Цель: выявить педагогические условия, необходимые для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Педагогическая актуальность

Для детей дошкольного возраста (4-5 лет) экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту, способствует развитию памяти.

Цель: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства света, тепла делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи:

1. привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

2. сформировать у детей представления о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами

3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;

4. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

5. стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Материалы и оборудование: настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Эхо»

Дети сидят полукругом.

Воспитатель.

- Миша, попробуй одновременно произносить громко своё имя и изо всех сил топать ногами…

- Отлично!

- Теперь мы все вместе произносим имя «Миша» и топаем ногами.

- Дальше то же самое сделает Мишина соседка справа, а мы за ней повторим.

(Таким образом, все по очереди назовут и протопают своё имя).

1. Наблюдение за окном. Подводящий к теме диалог.

В. – Ребята, что интересного вы заметили за окном? (наблюдения детей)

-Какого цвета небо

- Есть ли в небе какие – либо образования?

(тучи, дымка, облака и др.)

- Что вы не заметили в небе? (солнце, звезды)

-Почему не видно звезд? (потому - что уже прошла ночь. Наступил день

-Почему же мы не видим солнца? Куда оно могло подеваться?

(затрудняются с ответом).

Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

Постановка перед детьми проблемы (начало поисковой деятельности).

2. Беседа на ковре. Сообщение темы с мотивирующим

Воспитатель – присаживается на ковер, дети выполняют те же движения; подумаем и быть может сможем узнать куда подевалось солнышко. Воспитатель - предлагает рассмотреть 2-3 иллюстрации произведения К. Чуковского «Краденое солнце». Дети узнают персонажей.

Воспитатель – Вам знакомы герои этого произведения?

- Из какой они книги? А вы помните имя автора, который придумал эту сказку? (да, К. Чуковский)

Воспитатель зачитывает фрагмент, где говорится о том, что Крокодил Солнце проглотил.

- Ребята, вы видели Крокодила сегодня? Может это его проделки?

(нет, не видели, не знаем).

3. Сюрпризный момент. Гаснет свет. В группе появляется Знайка со свечой, или с керосинкой. Чихает, кряхтит, ворчит.

- Безобразие: то солнышко куда-то спрячется, то свечи закончатся, а теперь вот электричество отключили. Вот моя ненаглядная Лучинка – самый надежный источник света. Хочу - сам погашу, а коль надобно - сам и зажгу. Мне можно, я уже взрослый!

- Ага! А куда это я попал?

– Воспитатель -А ты кто почтенный?

Знайка – Я –то, Знайка, но не путайте с Незнайкой, ест у нас в деревне такой!

Воспитатель: А попал ты в детский сад, к ребятам на занятие. Да вот проблема, электричество отключили. Как быть?

Знайка. - Так и быть, помогу вам. Если отгадаете мою загадку.

Загадывает загадку:

Привели мы солнце за свое оконце,

К потолку повесили, стало в доме весело. (электрическая лампочка)

В группе включается свет. Воспитатель приглашает З. на занятие к детям.

Давайте вместе подумаем, как нам найти солнышко.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 10-12 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 5 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.

Первый этап мозговой штурм

4. Экспериментальная часть. Воспитатель: загадывает детям загадку:

Что на небе расцветает

И теплом всех согревает?

(Солнце)

После того, как дети отгадали ее, он интересуется, почему думают.

- На что похоже Солнце? (Огненный шар.)

После этого Знайка рассказывает, что Солнце — самая близкая к Земле звезда. Солнце — главный осветитель. Оно горит над Землей как гигантская лампочка.

-Что было бы, если б не было Солнца?

Дать возможность высказать детям свои мнения, суждения.

Не будь Солнца, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла. Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло?

Давайте проведем эксперимент. Вы знаете, что это означает?

Создадим такие условия, при каких можем проверить предположение.

Второй этап мозговой штурм

Эксперимент №1

• -Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы.

-Что вы обнаружили? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце — это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.

Эксперимент №2

• -Хотите в этом убедиться? Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте ее.

-На что похожа спираль? (На змею.)

С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой.

-Что наблюдаете? Почему змейка вертится?

Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз.

-Как вы думаете, какая температура на поверхности Солнца? (Большая.)

На поверхности Солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше.

-Как вы думаете, все ли предметы Солнце нагревает одинаково?

Эксперимент №3

• Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12—15 см).

На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!». Детям предлагаются белые и черные лоскутки ткани, темные и светлые камешки, песок. Проверяем на ощупь степень нагревания.

-Какие материалы нагреваются сильнее? Почему?

Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

Знайка. Поэтому жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые поверхности отражают часть тепловых лучей, не могут сильно нагреваться. Почему люди Солнце ласково называют «солнышко»?

С неба смотрит Солнце миллионы лет,

Льет на Землю Солнце и тепло, и свет.

Солнце — великий труженик — работает круглые сутки. Но только люди могут это наблюдать в теплых краях, где не бывает долгой. Как оно работает, вы нарисуете и в следующий раз покажете мне, а я украшу рисунками свою лабораторию.

5. Воспитатель – Сколько экспериментов, опытов мы провели. Но вы поняли, ребята, куда же все-таки подевалось солнце? (нет, не поняли)

Знайка: Если отгадаете еще одну мою загадку, тогда получите ключ к ответу.

(Загадка про север.)

Третий этап мозговой штурм

Воспитатель-Прием: Подводящий к знанию диалог.

- В каком краю мы с вами живем? (на севере)

-В чем отличительные особенности севера? (долгая зима, сильные морозы, много снега, полярная ночь, короткий световой день, солнце почти не показывается, бывает полярное сияние)

- А сейчас какое время года? (зима)

- Так вот в чем причина того, что мы не смогли солнышко увидеть : оно едва успевает показаться днем, и сразу идет на закат. Мы живем на севере, здесь солнце редкий гость.

-А в какое время года мы сможем видеть солнце чаще? (весной, а летом – солнца много)

-Вы скучаете по нему, по его ласковым лучам, по теплым летним дням? Есть выход из ситуации!

6. Психогимнастика. (звучит негромкая музыка)

Давайте встанем в круг, обнимем друг друга, передадим тепло от сердечка к сердечку, и вокруг станет теплее, может и снега скорее растанут, и дождемся мы солнышка, и сами станем крепче и сильнее!

Дети благодарят Знайку за интересные эксперименты и прощаются с ним.

7. Итог занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминают, о чем говорили на занятии, делают вывод: Без солнца жизнь на Земле невозможна!

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце

8. Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

Методическая литература:

1. Т. Сальникова: Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. ФГОС

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/570065/

2. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.

4. 2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

Публикации по теме:

«Круг друзей». Игровая деятельность детей«Круг друзей». Игровая деятельность детей Перед педагогами всегда стояла важная задача формирования у детей положительного отношения к другим людям, воспитание гуманных и доброжелательных.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Мастер-класс по созданию осенней поделки «Солнечный круг»Мастер-класс по созданию осенней поделки «Солнечный круг» Вот и наступила долгожданная золотая осеняя пора. Мы живем в довольно холодном регионе (ЯНАО, г. Лабытнанги) и зачастую осенняя погода.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Фотоотчёт «Проектная деятельность в группе раннего возраста «Солнечный лучик»Фотоотчёт «Проектная деятельность в группе раннего возраста «Солнечный лучик» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В эти пасмурные, ненастные, осенние деньки хочется поделится с вами нашими солнечными лучиками. Проектная.

Проектная деятельность «Солнечный лучик» в первой младшей группеПроектная деятельность «Солнечный лучик» в первой младшей группе Проектная деятельность в первой младшей группе «Солнечный лучик» Смоленская область город Ярцево МБДОУ№14 «Дружба». Воспитатель Арутюнян.

Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов»Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов» Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей Задачи: • Развить мышление, любознательность; • Познакомить.

«Солнечный круг» в гостях у детей (фотоотчет)«Солнечный круг» в гостях у детей (фотоотчет) Солнечный круг в гостях у детей. Фотоотчет Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, здравствуйте! В предыдущих публикациях я.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность «Солнечный круг»
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 19:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательская деятельность «Солнечный круг»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевчук (УИ 109775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД