Федоткина Галина Павловна
Дидактическое пособие по математике детей 5–7 лет «Арифметическая линейка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Арифметическая линейка»
(дидактическое пособие по математике для детей 5-7 лет)
Цель:
Формирование у детей знаний о составе чисел в пределах десяти.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Линейка в школе. Сценарии общешкольных линеек
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2020
Актуальность:
Я считаю данное дидактическое пособие актуальным для решения математических задач, так как знание состава чисел для будущих школьников, является важным умением в математике.
С помощью данного пособия можно развить у ребенка математические способности, логику, мышление, память, мелкую моторику.
Используя арифметическую линейку в индивидуальной работе с детьми, я решаю следующие
задачи
:
- формирование знаний у детей о «прямом и обратном счете»,
- изучение и закрепление понятия «соседи числа»,
- знакомство с «составом чисел от 1до 10»,
- решение арифметических примеров на сложение и вычитание в пределах первого десятка.
Варианты использования арифметической линейки:
1. «Соседи числа»
Передвигаем окошко на нужное (заданное) число и определяем (называем) соседей справа и слева от «окошка» с заданным числом.
2. «Прямой и обратный счет».
Передвигая «окошко» вправо называем числа в нижнем ряду:
1,2,3,4 и т. д. по порядку, объясняем ребенку - это прямой счет
Теперь называем числа в верхнем ряду : 10,9,8,7 и т. д., объясняем ребенку - это обратный счет.
Для изучения и закрепления цифр и чисел проводятся различные игры.
Например: игра «Найди и покажи цифру». Дети находят определенную цифру и передвигают» окошки».
3. «Состав числа»
Использую линейку для изучения образования чисел от1 до 10.
Например: образование числа 7.
Ребенок двигает линейки, так чтобы и в верхнем, и в нижнем «окошке» было видно число 7, обращаем внимание ребенка на верхний и нижний ряд чисел между «окошками» :
6 ,5,4,3,2,1 – верхний
1,2,3,4,5,6 – нижний ряд
Обьясняем, что число «7» состоит из «6и1», «5и2», «4и3» и т. д.
4. Решение примеров на сложение и вычитание
Использую на закрепление выполнения арифметических действий на сложение и вычитание.
Если на сложение (+, то обращаем внимание на нижнюю часть линейки (числа красного цвета, если на вычитание (-, то на верхнюю часть линейки (число синего цвета).
Решаем примеры: 5+2=7. Сначала передвигают «окошко» на цифру 5, затем «окошко» двигаем на 2 шага вправо, получается 7 (дети передвигают окошко 2 раза и в нем появляется цифра 7).
Решаем примеры: 5-2=3. Сначала передвигают «окошко» на цифру 5, затем «окошко» двигаем на 2 шага вправо, получается 3 (дети передвигают окошко 2 раза и в нем появляется цифра 3).
Изготовить такую линейку самостоятельно очень просто.
Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Арифметическая линейка»
Для работы нам потребуется:
1) цветной картон для «окошка»;
2) 2 полоски с числовым рядом (прямой - красного цвета и обратный счет синего цвета);
3) прозрачный и двухсторонний скотч;
4) цветные 5) ножницы;
6) клей;
7) белый картон для укрепление числовых лент.
Две числовые «линейки» с прямым и обратным счетом разного цвета нужно наклеить на картон для плотности
и обклеить прозрачным скотчем для прочности.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Арифметическая линейка дидактическое пособие по](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445515-1604778052.jpg)
Вырезать «Числовые линейки»
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Математика логика и сенсорика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445515-1604778078.jpg)
Вырезаем линейки, оставляя «хвостики» около цифры «1»
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Игры дидактические пособия математике для детей лет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445515-1604778159.jpg)
Далее приступаем к изготовлению «окошка»
Сворачиваем полоску нужной ширины (ширина должна соответствовать ширине цифры) цветного картона пополам,
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Цель Формирование у детей знаний о составе чисел в пределах десяти](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445515-1604778189.jpg)
На одной стороне делаем отверстие для числа.
Далее прикрепляем окошко на двухсторонний скотч со стороны цифры «1», там где цифра «10» должно находиться «окошко» - оно должно свободно двигаться.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Темочки Дидактические игры для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445515-1604778214.jpg)
Приклеить «0» на фиксированную часть «Окошка».
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 ВСЕ игры Линейка в школе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445515-1604778249.jpg)
Вставила линейки с двух сторон в «окошечки» и тренажер готов к применению.
Сделать количество линеек по количеству детей (для индивидуальной работы) и одну большую (для демонстрации).
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Сценарии общешкольных линеек Математика логика и сенсорика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445515-1604778276.jpg)
Детей данное пособие заинтересовало, надеюсь заинтересует и Вас!