Анагуричи Розалия Андреевна
Конспект занятия «Аргиш: традиционный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Аргиш: традиционный транспорт».
Анагуричи Р. А., воспитатель МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда».
Цель: приобщение детей к национальным традициям и обычаям народов Севера.
Задачи:
- формировать экологическую культуру воспитанников и ответственного отношения к природе;
- воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к труду человека;
- развивать мыслительную деятельность;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: плакат с эпиграфом; буквы для составления слова; плакат с пословицей о тундре; ножницы; картон; фломастеры; клей; словарь; трафареты (олень, нарта); картинки на альбомном листе (тундра, упряжки).
Приемы и методы работы: инструктаж по технике безопасности, наглядный, практический, словесный, частично – поисковый, демонстрационный.
Предварительная работа: заучивание стихов, создание заготовок оленей и упряжек, подготовка наглядности.
Актуальность темы обусловлена сохранением и развитием традиционной культуры северных народов, для более детального изучения научной общественностью.
Ход занятия. «Жизнь учит только тех, кто её изучает».
В. Ключевский.
Воспитатель: Добрый день ребята и уважаемая аудитория! Я рада вас видеть на нашем занятии. Сегодня хороший день для работы, и чтобы наша работа была отличной, давайте с вами поделимся добротой и теплом. Поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.
Показ видео с касланием.
А сейчас прочитает стихотворение Н. Диана.
Воспитанница: (ДИАНА)
Бескрайняя равнина
Надёжные снега.
Стекает с гор лавина
Рога, рога, рога.
Горячий пар дыханья:
Притронешься – сгоришь.
Сплошное колыханье –
Идёт большой АРГИШ!
И, как вершитель чуда,
На нарте на своей
Приземист, вроде чума,
Расселся ЯСАВЕЙ.
(Стихотворение Василия Ледкова)
Мы с вами просмотрели видео и прослушали стихотворение, как вы думаете о чем говорится в стихотворении, и что показано на видео? (О оленях, о нартах, о аргише, о каслании).
Сейчас подумайте и скажите, какой теме будет посвящено сегодняшнее занятие. (Нарты, аргиш, олени). Тема нашего занятия «Аргиш: традиционный вид транспорта».
И опираясь на прослушанное стихотворение, и просмотренное видео, попробуйте сформулировать цель нашего занятия (ответы детей: узнать, как правильно составляется аргиш; как правильно называются нарты; для чего мы каслаем; когда мы каслаем).
Цель нашего занятия приобщить детей к национальным традициям и обычаям народов Севера.
- Как вы понимаете слово «каслание»?
-Чем вы помогаете своим родителям во время аргиша? В чем заключается ваша работа?
Воспитанники: Каслание – это образ жизни оленеводов Крайнего Севера. Мы с малых лет помогаем родителям вести хозяйство. В день каслания рано утром начинаем собирать вещи и укладывать их в нарты. Разборкой и установкой чума занимаются в основном женщины, мы помогаем маме и бабушке, одновременно учимся правильно и последовательно разбирать и собирать чум. Когда стадо собрано, помогаем собирать и выбирать оленей для нарт (аргиша). Нарты выстраиваются в определенном порядке. Первыми едут мужчины, прокладывая дорогу остальным. Конечно оленеводы сегодня живут иначе, чем наши предки. Одно остается неизменным – оленье стадо. Главная причина перекочевывания – белый ягель. Каслание – это наши традиции и быт, ведь жизнь оленевода – это постоянное движение.
Воспитатель: - Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит это нужно!
Как вы думаете, как изменилась жизнь оленеводов в современное время? (Ответы детей).
Новизна. - Олений спецназ. А знаете ли вы, что наши военнослужащие отрабатывают тактические элементы в арктических условиях с использованием транспортных средств коренных народов Крайнего Севера.
- Под устройство газовых месторождений отводятся значительные площади оленьих пастбищ, отсюда следует изменение маршрутов каслания.
Суровыми условиями жизни продиктован быт ненцев, конструкция жилища, средств передвижения, одежда и многое другое. И поэтому сегодня мы с вами должны составить аргиш.
Ненцы ведут кочевой образ жизни, который напрямую связан с постоянным движением по тундре. И мы должны сейчас найти в различных источниках значение некоторых слов.
Воспитатель: Задание №1. Первая группа работает с русско-ненецким словарем, вторая группа будет работать с помощью телефона (интернета). Ваша задача состоит в том, чтобы найти в различных источниках значение слов:
1 группа – аргиш, олень, чум.
2 группа – каслание, нарты, пастбище.
- И все-таки, что такое аргиш? Он есть у всех северных народов?
Воспитанники: Слово «аргиш» есть во многих языках северных народов. Его буквальное значение – караван из нескольких оленей, вьючных летом и запряжённых в нарты зимой. Но философское значение этого слова ближе к понятию «путь», причём в самом широком смысле. Это длительное кочевье, многокилометровые переходы по бесконечной тундре. Это традиции, быт и культура ненцев, для которых жизнь – это вечная дорога. Вчера, сегодня, завтра…
Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать у нас на Севере?
Воспитатель: А сейчас стихотворение прочитает Нядонги Алёна.
Воспитанница: (Алёна)
Нарта…Нарта…Путь её далек
По разгону дедовских дорог
Слышит и поныне небосклон
Снежных колокольцев перезвон.
Приезжайте в ненецкий мой чум,
Я вас править нартой научу!
(Л. В. Лапцуй)
Про что говорится в этом стихотворении?
Чем нарты отличаются друг от друга?
Какие виды нарт вы знаете?
Воспитатель: Сейчас вы мне расскажите все, что знаете о нартах, а помогут вам в этом картинки.
- Женский аргиш (нехан, ларьхан, вандако, юхуна, сябу, уто).
- Мужской аргиш (эдалёсь, хэхэхан, пихан, хурумы, вандако, уто)
Физкульт-минутка: «Чум».Воспитатель:
Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)
В лесотундре из жердей (руки в стороны)
Закрепить шкуры веревкой (поворот вокруг себя)
Дом мы строим со сноровкой (руки на поясе, покачивая из стороны в сторону)
По привычке кочевой
Чум готов!
Пора и печку (присесть на согнутые ноги, имитация «разжигаем огонь» в печи, прыжок вверх)
По-хозяйски растопить,
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить!
(Воспитанники садятся за стол)
Практическая работа: мастер-класс
Первая группа делает вереницу нарт в женском аргише, а вторая группа - вереницу нарт мужского аргиша.
Вспомним правила безопасности по использованию ножниц и клея:
Во-первых, кладите ножницы кольцами к себе и передавайте кольцами вперед.
Во-вторых, не оставляйте ножницы открытыми.
В-третьих, не играйте ножницами и не держите их перед лицом.
И в-четвертых, используйте их по назначению.
Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо, в глаза. После работы клеевой карандаш плотно закройте и уберите.
На ваших столах лежат картон, ножницы, клей и шаблоны. Вы должны вырезать оленей и нарты по техкарте и собрать аргиш.
Воспитатель: загадка
Кто без компаса и карты
Мчится в тундре,
Тянет нарты
В ночь полярную и в день?
Это - … (северный олень).
Задание №2 называется «Один из тысячи оленей».
Сейчас мы узнаем, умеете ли вы различать оленей по рогам. Посмотрите на экран, я буду показывать вам слайд! Надо дать оленям названия по рогам.
- Талвэй – олень с рогами, растущими очень близко друг к другу;
- Нирдасяда – олень с рогами, не имеющими передних отростков;
- Малк – комолый (безрогий) олень;
- Лёхосей – олень с широко расставленными рогами;
- Ламбэй – олень с большими ветвистыми рогами;
- Ваегуй – однорогий олень;
- Матюй – с обрезанными рогами.
Молодцы ребята! По вашим ответам видно, как вы хорошо знаете о оленях.
Воспитатель: Задание №3 - на ваших столах лежат карточки с русскими и ненецкими пословицами. Ваша задача состоит в том, чтобы найти одинаковые по смыслу пословицы:
Уходи на охоту рано – всегда с удачей будешь. Кто рано встает, тому Бог подает.
Слово, что лжет, далеко не уйдет. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
О человеке складывается мнение по упряжке его оленей. По одежке встречают…
Не оставляй на завтра сегодняшнее дело. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. Куда нитка, туда и иголка.
Сеткой воды не зачерпнешь Воды в решете не унесешь. Песец сам в мешок не полезет. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. С хорошим человеком и без чума тепло С милым рай и в шалаше.
Воспитатель:
Прием «Ладошка». Каждый на листе формата А4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа - и т. д. по цепочке, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное) и оценку работы, которые он отметил во время занятия в товарище, листок которого пришел к нему. Каждый в конце получит свой листок - и отзывы, и память, и Кроме того, это оказывается очень интересно и важно для детей. А если прорвется негативное высказывание - это повод для обсуждения и серьезного диалога.
Цель нашего мероприятия достигнута? Как вы думаете?
Рефлексия:
Что узнали нового и интересного?
Чему научились?
Чего никогда не делали и сумели сделать?
Что показалось трудным?
А теперь оцените работу друг друга.
Спасибо всем, что приняли участие на занятии. И спасибо нашим гостям, что уделили внимание.