Лучший педагог года

Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста

юлия ермакова
Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста».

Слайд 1

Актуальность.

В настоящее время постоянно растет количество детей с особыми потребностями, поэтому актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям. У большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональной нестабильности. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционной работе игровых технологий.

Публикация «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Слайд 2

С водой ребенок знакомится еще в утробе матери. Все дети очень любят играть с водой. Игры с водой дают детям много приятных и полезных впечатлений, а также способствуют развитию разных видов восприятия, мышления и речи, дают возможность познавать окружающий мир, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других, преодолевает барьер в общении, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Акватерапия — это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, в том числе речевые нарушения.

В чем состоит развивающий секрет игр с водой?

В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение следует отдать методам акватерапии, в основе которой лежит «игра ребенка с водой». Это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности. Вода обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.

Метод акватерапии можно проводить как в утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть занятия, так и в свободной деятельности.

В моей группе есть «особые» дети, и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально-волевой сфере, я применяю в своей практике элементы акватерапии.

В 2023 году я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста». Эта проблема стала моей темой по самообразованию.

Слайд 3

Какова же цель акватерапии :

способствовать развитию речи;

способствовать физическому развитию ребенка, закаливанию;

развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;

стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;

Дети с удовольствием играют с водой, т. к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

В РППС группы мы имеем столы для экспериментирования с водой и песком, но вполне можно обойтись и обычными пластиковыми контейнерами, тазами. Упражнения с водой я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Слайд 4

Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой (проводим инструктаж с детьми) :

– нельзя намеренно выливать воду на пол

– нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

Слайд 5

Итак, что понадобится для работы?

Оборудование и материалы:

емкости для воды различного объема, емкости для переливания (бутылочки, баночки, кувшины, воронки, игрушки для драматизации (сказочные герои положительные и отрицательные, водные животные, кораблики, игрушечная посуда, растения для аквариумов, природные камни, раковины и др.); игрушки и предметы из материалов с разной плотностью плавучестью, фигурки персонажей можно вылепить из легкого и из обычного пластилина;

сачки, лопаточки, ложки для «спасения» и ловли; рыбки и удочки для рыбалки, разбрызгиватели, пульверизаторы, лейки, мельницы,

непромокаемые фартуки, полотенца и салфетки для сбора воды.

Музыкальное сопровождение.

Играть с водой следует в тёплом помещении на протяжении 10-15 минут в непромокаемых фартуках.

Хочу познакомить вас с играми, которые способствуют речевому развитию у детей.

Слайд 6

1. Для развития речевого дыхания.

Перед тем, как начать работать над развитием дыхания, следует познакомить ребё нка со следующими правилами:

- Вдыхать нужно через нос, не поднимая плечи.

- Живот при вдохе должен надуться «шариком».

- Выдыхать необходимо медленно и плавно.

- Нужно стараться, чтобы выдох был длительным.

«Кораблики»

Предлагаем малышу плавно дуть на кораблики (из бумаги, ореховой скорлупы, футляров из киндер-сюрприза и т. д., находящиеся в тазу с водой. Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

«Шторм»

Просим ребёнка с помощью сильной воздушной струи вызвать «шторм» на воде. Можно использовать трубочку для коктейля.

Слайд 7

2. Для снятия напряжения с мышц рук, совершенствования пальчиковой моторики.

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов (резиновый мяч, массажер, маленькие фигурки и т. д.)

Массаж сочетается с рассказыванием стихотворения (сочетание речь с движением).

• Малыш кладёт ладошки на воду, расслабляет пальцы.

• Ребёнок погружает пальцы в воду, сжимает и разжимает кулачки.

• Снова погружает пальцы в воду, сгибает и разгибает поочередно пальцы сначала – то на одной руке, то на другой, затем – на обеих руках одновременно.

• Ребёнок погружает пальцы в воду, и создаёт «волны» плавными движениями.

3. На развитие фонематического слуха.

Слайд 8

«Водолаз»

Нужно достать со дна таза мелкие игрушки, название которых начинается на определённый звук.

«Два озера»

Ребёнку нужно переливать воду из одного озера в другое, когда он слышит слово с заданным звуком. Например, со звуком С в одну ёмкость, а со звуком Ш – в другую.

«Прячем ручки»

Малыш прячет руки в воду, когда слышит заданный звук, слог, слово.

4. Для работы над слоговой структурой слова.

Слайд 9

«Морские камешки»

Просим ребёнка достать из воды столько же камешков (ракушек, сколько в названном слове слогов.

«Исправь ошибку»

Взрослый бросает в воду «неправильное» количество камешков. Ребёнок определяет, сколько слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая камешки.

5. На расширение словарного запаса.

Слайд 10

«Найди предмет»

Предлагаем малышу достать круглую, лёгкую, жёлтую, длинную и т. д. игрушку.

«Что делает?»

Просим ребёнка доставать игрушки из воды, называть их и подбирать слова-действия к ним. Например: «Это рыбка. Она плавает».

6. На развитие связной речи.

Слайд 11

«Ракушки»

Просим доставать по одной ракушке (или другой мелкой игрушке) и считать до 5: 1 ракушка, 2 ракушки,. 5 ракушек.

«Один-много»

Предлагаем достать из воды всех морских жителей. Взрослый должен называть их в единственном числе, а ребё нок во множественном: черепаха – черепахи, утка – утки и т. д.

«Кораблик»

В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Слайд

«Что случилось?»

в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

«Придумай историю»

используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.

«Рыбка»

выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела.

«Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

7. Подготовка к обучению грамоте

Слайд 12

«Поймай букву»

Бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

«Узнай букву на ощупь»

• Ребенок закрывает глаза, опускает руки в воду, берет любую букву и узнает ее на ощупь.

«Гласные-согласные»

- ребенок по заданию старшего выдавливает удочкой буквы, обозначающие гласные или согласные звуки.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 08:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем юлия ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД