юлия ермакова
Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста».
Слайд 1
Актуальность.
В настоящее время постоянно растет количество детей с особыми потребностями, поэтому актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям. У большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональной нестабильности. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционной работе игровых технологий.
Публикация «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд 2
С водой ребенок знакомится еще в утробе матери. Все дети очень любят играть с водой. Игры с водой дают детям много приятных и полезных впечатлений, а также способствуют развитию разных видов восприятия, мышления и речи, дают возможность познавать окружающий мир, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других, преодолевает барьер в общении, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Акватерапия — это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, в том числе речевые нарушения.
В чем состоит развивающий секрет игр с водой?
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение следует отдать методам акватерапии, в основе которой лежит «игра ребенка с водой». Это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности. Вода обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.
Метод акватерапии можно проводить как в утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть занятия, так и в свободной деятельности.
В моей группе есть «особые» дети, и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально-волевой сфере, я применяю в своей практике элементы акватерапии.
В 2023 году я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста». Эта проблема стала моей темой по самообразованию.
Слайд 3
Какова же цель акватерапии :
способствовать развитию речи;
способствовать физическому развитию ребенка, закаливанию;
развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук;
стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
Дети с удовольствием играют с водой, т. к. это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
В РППС группы мы имеем столы для экспериментирования с водой и песком, но вполне можно обойтись и обычными пластиковыми контейнерами, тазами. Упражнения с водой я использую на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Слайд 4
Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой (проводим инструктаж с детьми) :
– нельзя намеренно выливать воду на пол
– нельзя брызгаться водой;
– после игры вытереть руки насухо.
Слайд 5
Итак, что понадобится для работы?
Оборудование и материалы:
емкости для воды различного объема, емкости для переливания (бутылочки, баночки, кувшины, воронки, игрушки для драматизации (сказочные герои положительные и отрицательные, водные животные, кораблики, игрушечная посуда, растения для аквариумов, природные камни, раковины и др.); игрушки и предметы из материалов с разной плотностью плавучестью, фигурки персонажей можно вылепить из легкого и из обычного пластилина;
сачки, лопаточки, ложки для «спасения» и ловли; рыбки и удочки для рыбалки, разбрызгиватели, пульверизаторы, лейки, мельницы,
непромокаемые фартуки, полотенца и салфетки для сбора воды.
Музыкальное сопровождение.
Играть с водой следует в тёплом помещении на протяжении 10-15 минут в непромокаемых фартуках.
Хочу познакомить вас с играми, которые способствуют речевому развитию у детей.
Слайд 6
1. Для развития речевого дыхания.
Перед тем, как начать работать над развитием дыхания, следует познакомить ребё нка со следующими правилами:
- Вдыхать нужно через нос, не поднимая плечи.
- Живот при вдохе должен надуться «шариком».
- Выдыхать необходимо медленно и плавно.
- Нужно стараться, чтобы выдох был длительным.
• «Кораблики»
Предлагаем малышу плавно дуть на кораблики (из бумаги, ореховой скорлупы, футляров из киндер-сюрприза и т. д., находящиеся в тазу с водой. Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
• «Шторм»
Просим ребёнка с помощью сильной воздушной струи вызвать «шторм» на воде. Можно использовать трубочку для коктейля.
Слайд 7
2. Для снятия напряжения с мышц рук, совершенствования пальчиковой моторики.
Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов (резиновый мяч, массажер, маленькие фигурки и т. д.)
Массаж сочетается с рассказыванием стихотворения (сочетание речь с движением).
• Малыш кладёт ладошки на воду, расслабляет пальцы.
• Ребёнок погружает пальцы в воду, сжимает и разжимает кулачки.
• Снова погружает пальцы в воду, сгибает и разгибает поочередно пальцы сначала – то на одной руке, то на другой, затем – на обеих руках одновременно.
• Ребёнок погружает пальцы в воду, и создаёт «волны» плавными движениями.
3. На развитие фонематического слуха.
Слайд 8
• «Водолаз»
Нужно достать со дна таза мелкие игрушки, название которых начинается на определённый звук.
• «Два озера»
Ребёнку нужно переливать воду из одного озера в другое, когда он слышит слово с заданным звуком. Например, со звуком С в одну ёмкость, а со звуком Ш – в другую.
• «Прячем ручки»
Малыш прячет руки в воду, когда слышит заданный звук, слог, слово.
4. Для работы над слоговой структурой слова.
Слайд 9
• «Морские камешки»
Просим ребёнка достать из воды столько же камешков (ракушек, сколько в названном слове слогов.
• «Исправь ошибку»
Взрослый бросает в воду «неправильное» количество камешков. Ребёнок определяет, сколько слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая камешки.
5. На расширение словарного запаса.
Слайд 10
• «Найди предмет»
Предлагаем малышу достать круглую, лёгкую, жёлтую, длинную и т. д. игрушку.
• «Что делает?»
Просим ребёнка доставать игрушки из воды, называть их и подбирать слова-действия к ним. Например: «Это рыбка. Она плавает».
6. На развитие связной речи.
Слайд 11
• «Ракушки»
Просим доставать по одной ракушке (или другой мелкой игрушке) и считать до 5: 1 ракушка, 2 ракушки,. 5 ракушек.
• «Один-много»
Предлагаем достать из воды всех морских жителей. Взрослый должен называть их в единственном числе, а ребё нок во множественном: черепаха – черепахи, утка – утки и т. д.
«Кораблик»
В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Подбери слово»
Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Слайд
«Что случилось?»
в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
«Придумай историю»
используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
«Рыбка»
выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела.
«Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
7. Подготовка к обучению грамоте
Слайд 12
• «Поймай букву»
Бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
«Узнай букву на ощупь»
• Ребенок закрывает глаза, опускает руки в воду, берет любую букву и узнает ее на ощупь.
• «Гласные-согласные»
- ребенок по заданию старшего выдавливает удочкой буквы, обозначающие гласные или согласные звуки.
Спасибо за внимание!