МААМ-картинки

Активизация речи детей младшего дошкольного возраста

Айша Григорьевна
Активизация речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Более благоприятный период для усвоения речи- младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, расширяется словарный запас, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, формируется звуковая культура речи.

От культуры речи взрослого и того, как он разговаривает с ребёнком, зависит успех малыша в усвоении речи.

Публикация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (темп, выразительность, произношении звуков и слов) и в отношении богатства словаря, грамматической правильности и связности.

Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он растет и воспитывается, отношение окружающих взрослых и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности- в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе организованно-образовательной деятельности.

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

Общение- это взаимоотношения взрослого и ребёнка, которые включают обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка ко взрослому.

В дошкольном возрасте речь играет доминирующую роль в развитии психических функций ребенка,она напрямую связана с развитием и формированием таких процессов как мышление, память, восприятие, внимание, воображение.

В возрасте 3-4 лет у дошкольников наблюдается переход от чувственного опыта к обобщенному познанию, это происходит в результате перестройки восприятия, которое качественно меняется под влиянием речевого развития. Внимание становится произвольным, прекращая подчиняться законам ориентировочного рефлекса.

Таким образом, речь и ее развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребенка, и потому очень важно способствовать ее развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребенка.

Каковы же нормы речевого развития в 3-4 года:

Активный словарь составляет 1500-1700 слов.

• Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.

• Путаница с местоимениями, окончаниями слов.

• Неумение создавать полные, логически завершенные рассказы.

Активный интерес к заучиванию стихотворений, потешек.

В 3-4 года ребенок с нормальным речевым развитием должен уметь:

• Называть ФИО.

• Называть имена родителей, родственников.

• Пересказывать сюжеты простых сказок.

• Называть признаки и свойства предметов (мягкий, большой- маленький и т. д.)

• Называть действия (играть, бегать, убирать).

• Обобщать предметы (посуда, игрушки, животные).

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие :

Расширение словарного запаса детей

Развитие звуковой культуры речи

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи (монологической и диалогической)

Развитие образной речи

Основные формы- это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации- рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, речевые игры, развитие мелкой моторики, разучивание чистоговорок, скороговорок также способствуют развитию речи детей.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных.

У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, брююки- это одежда; машинка, мячик- это игрушки; кастрюля, тарелка- это посуда, развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки).

При рассматривании предметов или картинок ребё нка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула-ножка стола – ножка у гриба и т. д.

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений (воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение) и, наконец самостоятельно, рассказыванию по картине, игрушке (сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно).

Таким образом, побуждая ребенка к постоянным словесным высказываниям, создавая специальные условия для организованного развития, можно достичь высоких результатов в речевом развитии дошкольника, что существенно повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс социализации ребенка.

Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, и в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» Елена Жаровских. Дидактическое пособие " Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста". Данное дидактическое пособие будет.

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Петух и Ко» Цель: продолжить знакомить детей с названиями домашних птиц. Задачи: • рассказать о петухе, курице, цыпленке; • учить подбирать определения.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с домашними птицами;учить называть и различать птиц;понимать и отвечать на вопросы воспитателя. Ход занятия:Воспитатель:.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2024 в 13:07
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Айша Григорьевна (УИ 704488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД