Елена Атабаева
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать
БОД ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра дошкольного образования
Эссе
на тему «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Слушатель: Атабаева Елена Геннадьевна
Научный руководитель:
Чебоксары
2015
План
1. Введение….3-4
2. Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности….… ….…6
Публикация «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
3. Заключение….9
4. Литература…10
Введение
По моему мнению, данная тема является актуальной в связи с тем, что развивается лексическая сторона речи. Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Выбор этой темы для меня продиктован следующими соображениями. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации. Ф. А. Сохин отмечал, что «в младшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов» [27, с. 64]. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения. Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминании. Одна из важнейших особенностей психологического развития детей четвертого года жизни — увеличение доли произвольных, преднамеренно выполняемых ребенком действий. Преднамеренность всегда связана с элементарным осознанием выполняемого действия. Это имеет большое значение в развитии речи. В этом возрасте резко возрастает любознательность детей, которую важно использовать для воспитания интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования начатков контроля и самоконтроля за речью. Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию.
Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка. Л. В. Артемова указывает, что «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин : в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи» [3, с. 6].
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. Я согласна с мнением этих авторов. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованноя деятельность не только развивает и активизирует словарь детей, но и помогает мне в работе. В этом учебном году у меня новые дети. Вторая младшая группа, каждый день я встречала детей разными куклами БИ-БА-БО. Я стала наблюдать, что дети меньше плачут, когда приходят в группу утром. Также мы с младшим воспитателем показывали ситуации самих детей, которые трудно адаптируются к детскому саду. Через героев сказок многие дети не боятся общения в группе. Занятие по математике также проходит с куклами БИ-БИ-БО. Коммуникация и развитие речи мы проводим с героями сказок. Это позволяет нам настраивать детей на определенный лад. Это усидчивость, внимание которое трудно удерживается ребенком, который первый раз пришел в детский сад. Данная тема является актуальной как никогда в связи с тем, что в моей группе много детей не разговаривает. Когда мы показываем сказку или сюжет из жизни нашей группы детям интересно смотреть. Занятия по развитию речи мы также проводим с героем, из какой либо сказки. Мы используем метод словесное указание. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Мы придерживаемся рекомендаций В. В. Гербовой. Также в режимных моментах с детьми мы используем словесное указание. («Помой руки», «Возьми мыло», «Вытри полотенцем руки» и т. д.)
2. Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Усвоение лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единица ми и отношениями. Детям необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки, а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека. От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, вели чины) нужно переходить к перечислению внутренних качеств предмета, к его характеристике. При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками, изображающими последовательные действия. Лексические упражнения важны не только для развития словаря, но и для отработки навыков владения словом при построении самого простого высказывания. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, правильно, 3 иногда 4 раза. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями : «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д. Очень часто используют включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами. Например, при рассматривании троллейбуса воспитатель говорит: «В задние двери троллейбуса пассажиры входят» и т. д. Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их создании нужного слова. В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов. Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка). Важное место в педагогическом процессе активизации словаря детей отводится сказке. Каждая сказка дает возможность побывать в своей фантазии кем угодно, и принцем, и злым драконом, и волшебником и феей, и бедной падчерицей и т. д., что в свою очередь взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости, благородства и любви. Сказка рассказывается детям ежедневно. У нее есть свое определенное время в ритме дня, место и ритуал повествования. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с миром народной культуры. Существует ряд методических требований к рассказчику. Например, важно, чтобы сказка рассказывалась устно, а не читалась по книге. Важно сохранение народного текста, а не рассказывание сказок вольным образом. Важен процесс организации слушания, при котором идет концентрация слуха ребенка на речи рассказчика. Воспитатель должен владеть выразительной грамотной речью, так как дети, после или во время прослушивания сказки, произносят отдельные звуки и слова, ориентируясь на то, что было услышано. Большой смысл заключается в особой спокойно – распевной манере сказителя, в ясном, четком звучании слова. Я считаю, именно эту важную функцию выполняет в детском саду кукольный театр. Часто наши спектакли проходят на одном – двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал. Также в группе есть театральный уголок. Он оборудован занавесом множеством персонажей кукол БИ-БА-БО из сказок («Курочка ряба», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и т. д.) Мы ставим, цветы на стол и у нас получается сказочный лес. Прообразные куклы оставляют также достаточно большое поле для деятельности детского воображения.
Спектакли-импровизации – сказки можно не только слушать и показывать, но и сочинять самим. Маленькие спектакли-импровизации после лепки, рукоделия с тем, что сделали сами дети, помогает оживить образ, наполнить смыслом свою работу. Дети становятся более уверенными в жизни, так как они понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: словарная работа в младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит из личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Я согласна с известным всем нам писателем Джанни Родари он утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» [цит. по12,с. 9]. Театрализованная деятельность интегрируется со следующими видами деятельности : литературной, музыкальной и изобразительной.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы: театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. И так, в работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка. Завершая свое эссе, я бы хотела еще раз сделать акцент на то что Л. В. Артемова указывает «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин : в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи» [3, с. 6]. Я полностью согласна с высказыванием автора Л. В. Артемьевой. Подведем общий итог рассуждения формирование речевой активности, лексической, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
Список используемой литературы:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/01/14/rabochaya-programma-napravlenie-poznavatelno-rechevoe-razvitie
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика – Синтез, 2010г.
3. ГербоваВ. В. Приобщение детей к художественной литературе. —М. :Мозаика-Синтез, 2005-2010.
4. Педагогика детей раннего возраста : Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова — Санкт-Петербург, Владос, 2007 г. - 304 с.
5. Учим общаться детей раннего возраста. Методическое пособие: Б. С. Волков, Н. В. Волкова — Москва, Сфера, 2013 г. - 128
6. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Л. В. Белкина — Санкт-Петербург, Учитель, 2006 г. - 240 с.
7. Методика развития речи детей дошкольного возраста : О. С. Ушакова, Е. М. Струнина — Москва, Владос, 2010 г. - 288 с
8. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко — Москва, ГНОМ, 2013 г. - 48 с.