Лена Малиновская
Агрессивное поведение в школе. Способы коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема роста детской агрессивности все более активно обсуждается в нашем обществе. Учителя в школах отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, зачастую учителя не знают, как справляться с их поведением.
Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим. Также выделяют понятие агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».
Как выглядит агрессивный ребенок:
Публикация «Агрессивное поведение в школе, Способы коррекции» размещена в разделах
ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции,
поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно
вступает с ними в споры и выясняет отношения;
ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит
портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные
правила;
намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную
реакцию;
помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или
обвинить другого ребенка или взрослого человека.
Среди видов агрессии можно выделить следующие:
Вербальная агрессия (крик, оскорбления и унижения, физическая агрессия (укусы, побои, повреждение различных вещей, прямая агрессия (на определённый объект, косвенная (непрямая) агрессия (использовать злобные шутки, провоцировать, аутоагрессия (против самого себя).
Для того, чтобы корректировать агрессивное поведение детей, необходимо выявить причины такого поведения детей и работать над их устранением в том числе.
Среди причин детской агрессии, как правило, выделяются следующие:
- безразличное отношение со стороны взрослых родных, необходимость в привлечении внимания и любви;
- семья, в которой нормой является агрессивное поведение. Это могут быть угрозы членов семьи друг другу, либо постоянные угрозы родителей своему ребенку, т. е. физическое наказание, психологическое давление, унижение;
- агрессия может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, активной деятельности. Педагоги, стараются противоестественно уменьшить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли;
- проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе) с целью добиться превосходства;
- ограничение свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Возникает агрессивная реакция ребенка.
- проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество;
- персонажи мультиков и фильмов с агрессивными проявлениями поведения. Детям часто хочется быть похожими на негативных героев.
Способы коррекции агрессивного поведения
Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный. Необходима работа с ребенком и его родителями.
Из опыта работы:
Показательным по проблемам детской агрессии и агрессивности является класс, в котором являюсь воспитателем. В нашем классе имеют место и разовые поступки агрессии и агрессивная форма поведения.
В работе с детьми, для коррекции агрессивного поведения использую в первую очередь, доброжелательное отношение к ребенку.
В момент агрессии стараюсь установить контакт с ребенком, понять, почему ребенок так себя повел. Максимально предлагаю свою помощь, в проблемных ситуациях, сотрудничаю с ребенком, на сколько это возможно.
Если это разовые поступки агрессии применяю беседу, могу ссылаться на закон, устав школы, где написаны нормы поведения, объясняю, что ребенок своим поступком делает другому ребенку больно, плохо.
Многие в классе не умеют общаться со сверстниками на бытовые обычные просьбы (пропусти, отойди, возьми, пожалуйста) вместо просьб используют толкания, удары, щипки. В этом случае учу разговаривать друг с другом, просить друг друга, развиваем коммуникативные навыки.
С некоторыми ребятами применяю поручения и похвалу. Например, уборка в классе, подкормка птиц, поручения в помощи маме дома и, конечно же, высказывание детям о том, какие они молодцы, добрые, хорошие помощники.
Также в работе применяю терапию сказками, читаю сказки, произведения с хорошим окончанием. Можем с детьми придумывать свою сказку, где ребята выступают в роли положительных героев, так развивается чувство сопереживания другим людям. Много рисуем на различные темы.
На улице играем с детьми в подвижные, для снятия напряжения после уроков и нейтрализации возникшей агрессии.
Также провожу беседы с родителями на тему агрессивного поведения. Говорю родителям, чтобы дома старались исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре). Больше времени проводили со своими детьми, разговаривали с ними, спрашивали о том, что их беспокоит, чтобы повышали самооценку ребёнка: хвалили за его «сильные» стороны, подчёркивали достоинства.
Таким образом, исходя из своего опыта, могу сказать, что в работе с агрессивными детьми педагог должен быть подчеркнуто, мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние ребенка. Он должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что педагоги, родители, друзья - его союзники в решении проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.