Шемет Светлана
Адаптация детей раннего возраста к условиям учреждения дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №17 «Ромашка» с. Варламово»
«Адаптация детей раннего возраста к условиям учреждения дошкольного образования»
Выполнила :Шемет Светлана Александровна
2021г
1. Введение
2. Адаптация и ее виды.
3. Адаптация детей младшего дошкольного возраста
4. Взаимодействие с родителями
5. Работа с воспитанниками
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям учреждения дошкольного образования» размещена в разделах
6. Игра как основное средство адаптации.
7. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
Успешная адаптация ребёнка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения определяет его социально-личностное развитие в последующие годы, поэтому так важно максимально облегчить процесс адаптации ребёнка.
Адаптация в широком смысле процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека. Ведь вновь поступившим детям сложно воспринимать информацию, если он еще не привык, не приспособился к новым условиям. Для начала ему необходимо адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Помимо этого в детские сады дети обычно поступают постепенно в течение всего учебного года, и пока они адаптируются необходимо продолжать учебный и воспитательный процессы с другими детьми, пришедших в ДОУ намного раньше. И эти процессы необходимо организовать таким образом, чтобы облегчить адаптационный период у вновь поступивших детей, а также продолжать запланированную работу с остальными детьми.
Адаптация и ее виды.
Адаптация (от лат. приспособлять) – приспособление организма, личности, их систем характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни. Понятие использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции.
Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации :
Физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
Биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органонов соответственно жизненному значению воздействий);
Психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
Социально – психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).
Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно.
Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.
Адаптация детей младшего дошкольного возраста.
С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, в себе, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни.
Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде :
Творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;
Конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длиться в среднем один месяц.
Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длиться 3-5 месяцев.
Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
Легкая адаптация – поведение нормализуется в течении 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения;
Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
Тяжелая адаптация длиться от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольников, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспособился к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации к ДОУ не дает должного результата. Необходимо, во-первых, сотрудничать с родителями по этому вопросу. Во-вторых, старший воспитатель и психологическая служба детского сада должны контролировать знания и действия самих педагогов, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
Взаимодействие с родителями проходит таким образом :
1-й этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках дошкольного учреждения
2-й этап – социально-гигиенический скрининг семьи
3-й этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением; На всех этапах ведется активная просветительная работа с родителями по вопросам адаптации.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке. Родителям предлагается прости тест на тему: Мой ребенок. Какой он?
Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами.
Заранее, до поступления в ДОУ прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания;
Договориться о времени, когда можно будет посетить группу, чтобы там не было других детей : воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;
Совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет дошкольнику избежать чувства, что «его бросили», когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.
Работа с воспитанниками
Главное направление адаптации детей к ДОУ – работа с ними.
Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», где отмечаются в контрольные дни (1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16-й, 32-й и при необходимости 64-й (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние дошкольника, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
Первоначально для каждого воспитанника устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом
В первые дни рекомендуется мамам присутствовать в детском саду совместно с ребенком. Это помогает ему чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять его без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы отвлечь их.
Кроме того, облегчить дошкольнику привыкание помогут некоторые несложные приемы. Например, можно приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.
Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот. Такое переключение на древнюю пищеварительную реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции. Чтобы предотвратить возникновение вредное привычки, но при этом помочь малышу снять эмоциональное напряжение рекомендуется ставить на видное место воду и с сухариками, сушками и печением. Однако, если привычка сосать палец (соску) устойчива, ни в коем случае нельзя отучать от нее в адаптационный период
На основании вышеизложенного выделяют следующие цели, которые в своей работе должны реализовать работники дошкольных учреждений во время адаптационного периода у детей :
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
Формирование чувства уверенности в окружающем.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
Знакомство, сближение детей между собой;
Знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Знакомство с детским садом ;
Знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
Знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
Давайте познакомимся!
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловли исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке не дальние расстояния, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить : например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
Чей голос?
Дети садятся полукругом, ведущий - впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой – либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель на ровне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
«Солнышко»
Эта игра позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Проводить ее нужно в обстановке доброжелательности. Идеально, если родители тоже смогут принять участие.
Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на малыша словами: «Посмотрите, что-то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!».
Все дети усаживаются в круг, а в центре ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят «ощябшему» с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого «согревают», должны не забыть сказать «спасибо». Во время игры «согреваемый» ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алаторцева, Н. А. Влияние детско-родительских отношений на формирования личности ребенка// Дошкольная педагогика. 2009г. - № 4(53) – С. 58-59.
Вышегородская, М. В. Логопедические игры-занятия с детьми первой младшей группы с использованием нетрадиционных методов работы // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 3(52) – С. 34-37.
Двойнова, А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя ДОУ. 2009г. - № 9 – С. 61-67.
Алексеева, Е. Е. Как помочь ребенку преодолеть последствия психической травмы // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 4(53) – С. 47-49.
Афонькина, Ю. А. Некоторые психолого-педагогиче кие проблема раннего возраста // Дошкольная педагогика. 2009г. - № 1(50) – С. 6-11.
Борисенко, М. Г. Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. 2002г. - № 4(8) – С. 34-36.
Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика. 2008г. - № 2(43) – С. 19-26.
Калинина, Р. Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада / Р. Р. Калинина. – С. - Петербург, изд-во «Речь», 2002г.
Васильева, Т. А. Конспекты физкультурных интегрированных занятий // Дошкольная педагогика. 2008г. - № 1(42) – С. 36-39.
Гаврилина, А. А. Организация и структура занятий с детьми раннего возраста// Дошкольная педагогика. 2009г. - № 2(51) – С. 27-31.
Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь. – Мн. : «Хэлтон», 1998. – 399с.
Жукова, О. Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей ранено возраста. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 96с., 8л. вкл.
Зайкова, Е. А. Детский сад как дом. Малыши ложатся спать // Дошкольное образование. 2008г. - № 20(236) – С. 2-3.
Кирсанова, Т. В. условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ// Дошкольная педагогика. 2009г. - № 4(53) – С. 11-15.
Кутлинская, И. А. Рисование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2009г. - № 5 – С. 93-97.
Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144с., 16 л. вкл.