Овчарова Галина
Конспекты занятий «Абвгд-йка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты занятий
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Публикация «Конспекты занятий „Абвгд-йка“» размещена в разделах
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6 или в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов будущих первоклассников. Их озабоченность понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Именно, исходя из выше сказанного, в нашем образовательном учреждении на протяжении более 10 лет работает школа будущего первоклассника «АБВГДейка».
Сопровождение будущих первоклассников построено так, что ведется целенаправленная работа с родителями и с детьми через совместную деятельность психолога и учителя.
Главной задачей является полноценное и гармоническое развитие ребенка. Важно при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребенком в наибольшей мере способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивают необходимый уровень школьной готовности.
Родителям предлагается цикл занятий по данной проблеме, проводится с ними анкетирование.
С детьми проводится психологическая диагностика, подготовительные занятия с учителем. Эти занятия позволяют устранить имеющиеся речевые нарушения, подготовить детей к учебной деятельности и развить мотивацию к учению.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Опыт работы, накопленный педагогами школы по организации занятий в школе будущего первоклассника позволил нам систематизировать имеющийся материал и составить методические рекомендации.
В данной брошюре мы представляем методические разработки развивающих занятий школы будущего первоклассника «АБВГДейка», с детьми и их родителями.
Мы надеемся на то, что данный материал поможет молодым педагогам в успешной организации занятий с будущими первоклассниками и их родителями.
Глава I. Методические разработки развивающих занятий с будущими первоклассниками.
Содержание занятий предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Цели занятий :
облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.
Работа идет по следующим направлениям:
развитие внимания и памяти;
развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев;
развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач.);
развитие умственных способностей;
обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки);
развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими);
развитие волевой готовности ребенка.
Занятие 1
Знакомство.
Цель: Развитие речи, зрительной памяти, слухового внимания, микромоторики. Установление контакта с группой детей.
Оборудование: 7-8 резиновых игрушек, муляж апельсина, аудиокассета с записью 6 звуков.
Ход занятия
Беседа на тему: “Я и школа”.
Нравится ли вам в школе?
Чем нравится заниматься больше всего?
Кто не любит ходить в школу?
Кто боится школы?
Сегодня мы будем играть в разные игры, будьте внимательны.
Отгадай по описанию: круглый, оранжевый, сладкий. Муляж апельсина показать
- Какой апельсин?
Пальчиковая игра
“Мы делили апельсин. Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа,
Эта долька для утят, эта долька для котят,
Эта долька для бобра, а для волка - кожура.
Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!”
Игра сопровождается различными движениями пальцев. При выполнении необходимо добиваться чёткости движений от детей.
Расслабились, закрыли глаза. Слушание аудио кассеты (скрип открываемой двери, журчание воды, писк резиновой игрушки, шуршание бумаги, стук по металлическому предмету, стук по деревянному предмету.)
- Перечислите, какие звуки вы слышали?
Повторное слушание, запоминание.
- Назови все звуки, которые ты слышал. (1-3 ребёнка)
Д/и “ Отгадай, кто сказал?”
Все в кругу, у водящего завязаны глаза. Дети по очереди называют имя водящего, он должен догадаться, кто его назвал 3 раза.
Д/и “ Что изменилось?” 7-8 игрушек стоят в ряд.
Дети закрывают глаза, учитель меняет местами 2 игрушки. Необходимо восстановить порядок. (Проводится 3-4 раза).
Рефлексия. – Какие игры вам понравились?
- Похвалим себя. Правой рукой гладить себя по голове от затылка ко лбу, левой- круговыми движениями живот.
Занятие 2
Репка
Цель: Развивать вербальную память, мелкую моторику рук, Пассивный словарный запас. Познакомить с понятием «ряд». Учить понимать предлоги за, между, перед. Формировать учебную мотивацию.
Ход занятия
Вступление
Звучит музыка песни "АБВГДейка".
Учитель. Вы все сегодня стали учениками школы "АБВГДейка". У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть спои правила. Хотите узнать, какие?
Ответить хочешь - не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь - надо встать,
Когда же сесть позволят - сядь.
Парта - это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Звенит колокольчик.
Развитие речи.
Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова "Тянет - потянет, вытянуть не может". Давайте вспомним героев этой сказки.
Дети называют героев сказки, а учитель в это время достает кукол из кукольного набора.
Сейчас у нас будет кукольный спектакль, а вы станете артистами. Артисты должны не стесняться, говорить громко, четко.
Дети проигрывают сказку.
Почему семья вытащила репку?
Игра на развитие внимания и двигательной памяти.
Если я говорю "бабка" - то вы "вяжете", если говорю "внучка" - подпрыгиваете, если "дедка" - "рубите дрова", если "кошка"- умываетесь, если "Жучка"- лаете, если "мышка"- то пищите.
Сначала учитель говорит и показывает движения верно, а затем начинает путать. Говорит "бабка", а сам подпрыгивает.
Моделирование (практическая работа)
Давайте попробуем изобразить героев при помощи схем. Репку мы покажем желтым треугольником, а остальных героев - отрезками разной длины.
Еще раз повторяется сказка, но в более сокращенном варианте. Затем дети сами рассказывают сказку, оперируя моделями.
Постановка руки
Сейчас мы отправимся в гости к дедке и бабке. Но пройти к ним непросто. Открываем тетрадь со словами:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача - пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.
Выполняется массаж пальчиков.
Этот пальчик самый толстый самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Перемена «Кот на крыше» (автоматизация звука "ш-ш-ш-ш")
На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он "кот". Остальные дети- "мышки". Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят вполголоса:
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.
Кот просыпается, говорит: "Мяу". Вскакивает и гонится за мышами.
Математика.
На доске рисунки с героями сказки "Репка".
Давайте сосчитаем героев нашей сказки. Сколько всего героев?
Пространственная ориентировка.
Кто стоит первым?
Кто между бабкой и Жучкой?
Перед внучкой?
Положите перед собой столько кружочков, сколько героев в этой сказке. (Дети выкладывают шесть кружочков).
Мышка убежала. Сколько героев осталось?
А теперь снова прибежала. Сколько героев стало?
Развитие внимания и памяти
Запомните, кто за кем стоит. На доске:
бабка Жучка внучка дедка мышка кошка
А теперь закройте глаза. Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. В это время учитель меняет героев местами. Дети поднимают головы и говорят, что изменилось.
Решение стихотворных задач.
Оказывается, у кошки есть три котенка.
У кошки три котенка.
Они мяучат громко.
В лукошко мы глядим:
Куда пропал один?
Вдруг видим: из-под лавки
Его выносит кошка.
Он первым встал на лапки
И вылез из лукошка.
А сколько котят еще не умеют ходить?
Хорошо мы потрудились, Рисовали и резвились, Но прощаться нам пора, До свиданья, детвора! На память о занятии дети получают, картинку с героями сказки «Репка».
Домашнее задание. Раскрасьте картинку.
Занятие 3
В гостях у репки
Цель: Развивать вербальную память, микромоторику, тренировать мимические мышцы.
Оборудование: плакат «рожицы», мяч, маски героев «репки», карточки с цифрами, зеркала.
Ход занятия
I. Игра «Снежный ком».
Называем времена года. (Дети и взрослый стоят в кругу. Первый называет слово (зима) передаёт мяч, следующий называет предыдущее слово и добавляет своё, и т. д.)
II. В какую сказку играли на прошлом занятии?
Изобразим героев: дед весёлый, злой, бабка обиженная, Жучка радостная, внучка плачущая, мышка удивлённая. Наблюдают за изменением мимики в зеркало.
Рассмотреть плакат с «рожицами» и изобразить каждую эмоцию в зеркало.
Пальчиковая игра по желанию детей: “Апельсин”, “Паучок”+ “Забор из веревочки”. Верёвочка поочерёдно пропускается между пальцами (под указательным, над средним, и т. д., в обратном направлении наоборот.
Тот кто интереснее изобразит: удивлённого деда, печальную бабку, весёлую внучку, злую жучку, ласковую кошку, удивлённую мышку – получает маску героя.
По рассказу одного ребёнка восстановить сюжет сказки. Дети-герои используют только мимику и жесты.
- Кто стоит первый? Кто стоит второй? и т. д. Раздать карточки с цифрами.
- Внучка, ты какая стоишь по счёту? (Я стою третья)
Все герои пошли в лес и разбрелись, по команде встали в ряд и назвали свой порядковый номер.
III. Рефлексия.
Что понравилось? Выберите ту рожицу, которая вам нравится именно сейчас, нарисуйте её.
Занятие 4
Школа. Школьные принадлежности
Цель: сформировать основные представления ребенка о школе и положительное отношение к ней.
Ход занятия
Вступление.
Учитель. К вам в гости пришел Мишка-Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.
В этом доме чудеса:
Много парт, звонок - оса.
Прозвенел и тишина.
Начинать урок пора.
Что это?
Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове.
Учитель читает загадку, дети называют отгадку. Учитель прикрепляет картинку с отгадкой на доску, рядом написано слово.
Кто вас встретит у порога
И научит вас писать,
Прочитает книжек много
И поставит всем вам "5"?
Вы теперь не просто дети,
Вы теперь. (ученики,
Форму новую надели,
Завязали все шнурки.
Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой. (портфель)
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.
Предметы могут быть живыми и неживыми. Живые отвечают на вопрос кто, а неживые - на вопрос что?