Татьяна Тюкалова
5 ошибок воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
5 ошибок воспитания ребенка
Образ родительского поведения мы перенимаем из своих семей, в которых формируются такие понятия, как «Правильно» и «Неправильно», что «Надо» и «Не надо» - с этим опытом мы начинаем воспитывать своих детей. Но время меняет все вокруг. Следовательно, меняются и отношение между «Новыми» родителями и «Новыми» детьми, меняются подходы в воспитании.
"Не срывайте свой гнев на детях"
Публикация «5 ошибок воспитания ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
ПЕРВАЯ ошибка в воспитании, которая пришла к нам из прошлого, - влиять на ребенка через устыжение. Многим наверняка знакома фраза: «Как тебе не стыдно!»
Пожалуй, каждый из нас, будучи ребенком, хотя бы раз прочувствовал на себе чувство стыда. Переживал стыд - это все равно, что провалиться сквозь землю. Это чувство парализует, убивает инициативу, активность, а самое главное - способность мыслить самостоятельно. И все это мы, взрослые, прививаем ребенку в довесок к воспитанию послушания через стыд. Такую цену наш малыш платит за несделанное домашнее задание или запачканные штанишки. Задумайтесь: а оно того стоит?
ВТОРАЯ ошибка из прошлого - воспитание через чувство вины. Иногда родители открыто обвиняют ребенка : «Сам виноват, не хотел стараться…» и т. п. И так изо дня в день. Ребенок в итоге начинает верить, что он никчемный, ни на что не годен. А может быть и иначе, но с тем же эффектом. Родители, из «Лучших» побуждений постоянно указывают ребенку на его промахи, игнорируя успехи (успехи обычно маленькие, не очень заметные, чтобы он исправлялся. А ребенок каждый день узнает, что он не справляется. И чтобы быть хорошим, надо делать, как говорят. Ребенок перестает слышать самого себя, начинает жить не свою, а чужую, «Правильную» жизнь. Отсюда – утрата интереса, вкуса к жизни, депрессии во взрослом возрасте.
Еще один «Действенный» способ влияния – устрашение. Чувство страха бывает разным. Полезным – когда предупреждает об опасности (сигнальный страх). Но бывает, когда страх парализует и превращает человека в безвольное, покорное существо. То же происходит и с ребенком, когда его запугивают. С точки зрения сиюминутного момента – это то, что надо (на 100% послушный ребенок) Но со временем он не сможет и шагу ступить без вас. Готовы ли вы всегда решать за него? Зачем растить «Инвалида», скованного по рукам и ногам чувством страха?
Еще одна распространенная ошибка – непоследовательность в воспитании.
Сегодня можно одно, завтра – другое, а послезавтра нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в различных подходах к воспитанию у отцов и у матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать ребенка со всеми достоинствами и недостатками. Папы же чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная материнская любовь создает надежду и доверие к миру, а условная (отцовская) – показывает путь развития. Именно наличием материнского и отцовского подхода достигается гармония в воспитании.
Еще одна ошибка – неадекватность требований. И здесь есть несколько моментов:
- Требуют то, что не умеют сами, с поправкой на свой возраст. Грубый пример: ребенок приносит плохие оценки, а родитель плохую зарплату. У кого ему научиться?
-Требуют то, что ребенок не может в силу своих возрастных ограничений.
Например, самостоятельно распоряжаться своим временем и все успеть сделать,
будучи в первом классе.
-Требуют «Правильные вещи», но делают это неправильно – продавливают, вместо того, чтобы посеять зерно и взрастить его, сделав это терпеливо, но раз и навсегда. Дальше урожай будет собирать ребенок уже самостоятельно.