- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Экспериментируем. Занятия для детей
Примерные занятия-эксперименты для детей разного возраста.
В какую бутылку быстрее нальется вода?
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, любознательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал. Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы, лист бумаги карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Какую песню поет вода?
Дети. Буль, буль, буль…
Воспитатель. Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?
Первый эксперимент. Дети сравнивают бутылки по величине; рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какое время она наполнится водой и какую песенку будет исполнять; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится водой, какую песенку будет петь.
Второй эксперимент. С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода – из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?
Третий эксперимент. Дети погружают в воду сразу обе бутылки. Что происходит? (Вода в бутылки набирается неравномерно, и песенки они поют разные). Дети играют в игру «Пролезть в трубу». Проползают в широкую и узкую трубу. Из какой они появятся быстрее? Почему? (Широкая труба просторнее, чем узкая).
Дети делают зарисовки и подводят итоги (в бутылку с широким горлышком вода поступает быстро и издает громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно и издает мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстро – звука почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издает громкие звуки).
Веселая полоска
Цель. Познакомиться со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.
Материал. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель. Поиграем с мячиком в прятки?
Первый эксперимент. Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на нее. Почему она движется? (она легкая).
Второй эксперимент. Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдет? Почему? (полоска «прилипнет» к губам: на нее действует сила воздуха).
Третий эксперимент. Полоску бумаги горизонтально прижать к стене и сильно подуть на нее, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (На нее действует сила воздуха).
Четвертый эксперимент. Положить полоску бумаги на стол, подуть на нее. Что произойдет? (Полоска «запрыгает», как лягушка).
Дети делают зарисовки и обсуждают итоги деятельности (полоска бумаги легкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.)
Вкусный сок
Источник: http://066.do.am
Цель. Познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность.
Материал. Один мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая, стеклянный стаканчик, блюдце, деревянная толкушка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Мы делили мандарин,
Много нас, а он один.
Эта долька для тебя,
Эти дольки для ребят.
Какой красивый мандарин!
Давайте мы его съедим.
Вы любите соки?
Дети. Да! Очень!
Воспитатель. Хотите научиться их готовить?
Дети. Да!
Первый этап. Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (Кожура душистая, сочная, капельки разлетаются во все стороны).
Второй этап. Дети отделяют дольки друг от друга. (их много, они мягкие, сочные).
Третий этап. Накрывают стаканчик салфеткой из марли. Одну дольку мандарина завертывают в салфетку из марли, кладут на тарелку, давят толкушкой, выжимают сок над стаканчиком.
Четвертый этап. Процеживают сок через салфетку. Можно попробовать!
Воспитатель. Молодцы! Мойте руки.
Далее дети сначала рисуют целый мандарин, потом - дольки. Подводят итоги деятельности: сок мандарина вкусный; он «прячется» и в кожуре, и в дольках. Вывод: сок можно готовить из овощей и фруктов.
Ворчливый шарик
Источник: http://ckgd91tag.narod.ru
Цель. Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.
Материал. Ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
В праздники на улице
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Разные, разные: голубые, красные,
Желтые, зеленые воздушные шары.
Хотите поиграть с шариком?
Первый эксперимент. Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают. Какой получился шарик? (Легкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (Шарик начал «метаться» – это из него выходит воздух).
Второй эксперимент. Надуть шарик, не завязывать, «горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдет? (Воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки).
Дети делают зарисовки и подводят итоги (пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они легкие).
Игра в прятки
Источник: http://ckgd91tag.narod.ru
Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать, развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал. Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем капельку искать.
Из пипетки появилась,
На стекле растворилась…
Первый эксперимент. Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины).
Второй эксперимент. Дети наклоняют пластину. Что происходит? (Капля медленно течет).
Третий эксперимент. Смочить поверхность пластины, капнуть на нее из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (Она растворится на влажной поверхности и станет незаметной).
Четвертый эксперимент. На влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдет? (Цветная вода потихоньку растворится в прозрачной воде).
Дети делают зарисовки и подводят итоги (при попадании прозрачной капли прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю цветной воды на смоченном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает влажную поверхность стекла).
Играем с красками
Цель. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
Материал. Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель.
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые – разные.
Первый эксперимент. В баночку ч водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется).
Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).
Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении красной и синей краски вода, в банке стала коричневой).
Дети делают зарисовки и подводят итоги (капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при помешивании – равномерно).
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста