"Чтобы дети полюбили и поняли природу, надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветерок, и порхающую по цветам бабочку... " В. Г. Белинский
С возникновением все новых экологических проблем, задача формирования у детей осознанно - правильного отношения к природе становится более актуальной. Чтобы оберегать и любить по настоящему природу, ее, конечно же, надо знать. Незнание часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.
Я, как и многие другие, очень обеспокоена сегодняшней ситуацией. Больно смотреть, как на глазах у взрослых дети давят червяка, отрывают крылышки стрекозе, топчут и рвут охапками цветы, причем порой под восторженные реплики родителей. А сколько мусора остается на полянках после " слияния " человека с природой! Вот поэтому и захотелось мне разобраться, каким же образом можно наиболее эффективно воздействовать на сознание детей, воспитывая в них не только сострадание, но и желание что - то исправить, прийти на помощь.
Наряду с живым общением ребенка с природой, проведением наблюдений, опытов, дид. игр и труда в природе, можно говорить и о роли художественной литературы, как о могучем, действенном средстве формирования у детей не только системы знаний о природе. но и способности эстетически воспринимать окружающий мир.
Книги о природе, по меткому высказыванию Джеральда Даррелла, объединяют одно - они посвящены "... миру наших соседей по планете..." Художественное описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Чувства ребенка пробуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения и достоверные, раскрывающие явления природы как бы с новой стороны.
Произведения литературы помогают заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому, т.к. в них рассказывается о "переживаниях" животных и благородных поступках людей. Ребенок учится понимать "доброе" и "злое", противостоять плохому, проявлять заботу и великодушие к братьям нашим меньшим:
Кто мяукнул у дверей?
- Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой,
Мурка просится домой.
О. Высотская
Дети могут расстроиться, слушая произведения, в которых говорится о животных, попавших в беду. Но для воспитания добрых чувств, эти произведения полезны. Они необходимы. Художественная литература побуждает детей совершать хорошие поступки, формирует активное отношение к окружающему миру, т.к. свои чувства дети в дальнейшем переносят сночала на игрушки, а затем и на реальные объекты.
Но, к сожалению, в детской литературе встречаются произведения, содержание которых противоречит экологически правильному поведению:
Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
В. Митько
Разные литературные жанры взависимости от своей художественной специфики, по-разному воздействуют на детей. Поэтому необходимо использовать и народное творчество (загадки, поговорки, пословицы, заклички, сказки, приметы), и произведения классиков, и авторов современной детской литературы.
При отборе очень важно учитывать возраст детей,т.к. особенности восприятия и уровень эстетического и этического отношения к природе у них различны. Малышей привлекает все, что можно потрогать, понюхать, съесть. Ребенок чаще смотрит под ноги, чем вдаль, поэтому произведения для малышей должны отбираться с учетом имеющегося у них личного опыта.
В среднем возрасте дети способны устанавливать более сложные связи, но скрытые мотивы им еще не доступны. Дети старшего возраста уже способны понимать события, которых не было в их личном опыте, им становится доступным эмоциональный контекст произведения. Умея уже устанавливать причинные связи и взаимозависимости между объектами и явлениями, появляется возможность формирования у детей положительного эмоционально - чувственного восприятия и на основе этого активной действенной позиции по отношению к природе.
Чтение - многоаспектный процесс. Кроме слушания, восприятия и усвоения включает еще и оценку услышанного, поэтому большое значение имеют ритм чтения, интонации, четкое и правильное произношение, чтобы слова светились, журчали, плескались.
Эффективную помощь в полноценном восприятии произведения оказывают беседы, изобразительные средства, прием режиссерской игры (когда ребенок и постановщик. и исполнитель главной роли), инсценирование, муз. произведения, диафильмы и, конечно же, привлечение продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование, лепка).
Вовремя сказанное художественное слово усилит восприятие картин родной природы, научит детей любить ее красоту. А красоту нужно уметь видеть даже в самом невзрачном. И тогда жизнь покажется намного интереснее.
Предыдущие статьи: