МААМ-картинки

Гимнастика для ума

4 мая 2011 в 18:22 - Елена Спиридонова
article464.jpg

Все дети любят отгадывать загадки. Разгадывание их является для ребенка своеобразной гимнастикой ума. Отгадывание загадок развивает находчивость и сообразительность, самостоятельность, приучает к рассуждению и доказательству. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и предметов, ставят перед ними вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит?

Загадки помогают ребенку по - иному взглянуть на обыкновенную травинку, бабочку, цветок, привлекая яркими образами и неожиданными сравнениями.

Что скрывает в себе загадка?  Какой - то предмет или явление. Загадка описывает его, но не называет, тем самым как бы испытывая сообразительность человека. Это такой вопрос, точнее - логическая задача, ответить на который можно только после того, как подумаешь, соединишь все признаки, "расшифруешь" образы, выдвинешь предположение, проверишь его на соответствие описанию  и сделаешь вывод. А это гораздо серьезне, чем просто "угадал - не угадал".

Какие ошибки бывают у детей?

Дети научаются отгадывать загадки не сразу. Их типичные ошибки заключаются в следующем: дети не дослушивают загадку до конца и торопятся скорее дать ответ; не могут выделить самый главный признак из тех, что описывается в загадке; сознательно опускают один из признаков, если он мешает предполагаемой отгадке.

Как же учить детей отгадывать загадки?            

  1. С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без этого не обойтись, т.к. загадки основаны на описании конкретных признаков предметов и явлений. 
  2. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей.( в книгах этой цели служат картинки ). 
  3. В среднем дошкольном возрасте ( 4-5 лет ) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег - словно белая скатерть, и т.д. Чем чаще Вы будете использовать в речи подобные выражения, тем легче будет ребенку отгадывать загадки, т.к. они построены не только на описании признаков, но и на сравнении.
  4. Для старших дошкольников подходят загадки, которые содержат характеристику самых существенных признаков, загадки, построенные на отрицании ( " Не лает, не кусает, а в дом не пускает ") и загадки, включающие сравнения ( " За бабушкиной избушкой  висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать не могут ".)

Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте вопрос "Почему?", " Как ты догадался?".  Если же отгадка не найдена - вернитесь к тексту загадки, прочтите ее еще раз и порассуждайте, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.

Если не сразу все получится - не показывайте свое недовольство. Вернитесь к этим загадкам еще раз через некоторое время. Самое главное - дать малышу возможность получать радость от своего умения, а не испытывать стыд за неудачи.

Когда у ребенка появится соответствующий опыт и он научится рассуждать, возникнет желание самому придумывать загадки и предлагать их взрослым. Например, моя внучка, когда остается у нас ночевать, любит, уже лежа в постели, отгадывать загадки и загадывать свои. Порой получается очень забавно. Жаль, что поздно стала записывать ее творчество.

Вот несколько Викиных загадок (3г.11мес.-4г.):

" Всю землю белым покрыло, а потом утек - и нету " ( снег ),

" С ногами, а без шкурки " ( человек ),"

"Длинненький, зелененький, с точечками " ( огурец ),

" Дернешь за веревочку или нажмешь на кнопочку, она и загорится " ( лампа ) и т.д. 

Давайте постараемся, чтобы наши дети расли находчивыми и сообразительными

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД