- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Звуковые гномы. Конспект подгруппового логопедического занятия
Негосударственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «ПРОГИМНАЗИЯ №63» ОАО «РЖД».
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе на тему: "Звуковые гномы".
Занятие составила и провела учитель – логопед высшей категории МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.
В занятии использована апитерапия, как метод опосредованного воздействия на речевое развитие и общее оздоровление детей.
{БАННЕР=banner3}
Тема: "Звуковые гномы"
Задачи:
- Посредством психогимнастики воздействовать на эмоциональное состояние детей. Развивать мимические мышцы лица.
- Знакомить с элементами древнекитайской оздоровительной гигиенической гимнастики ТАЙ – ДИ. (Самомассаж ушей, кистей рук).
- Закреплять знания о звуках речи и буквах, их обозначающих, полученные на занятиях по подготовке к овладению грамотой. Продолжать учить составлять и читать слоги, обозначенные звуковыми символами – картинками.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать диалогическую речь, интонационную окрашенность голоса.
- Работать над темпо – ритмической стороной речи, учить сочетать речь с движением.
Материал:
- Жилетки красного, синего и зеленого цветов, шляпки, колпачки – колокольчики.
- Восковые шарики по числу детей.
- Символы звуков, буквы.
- Обруч.
- Гигиенические салфетки.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Воспитатель: Жили – были веселые дети – гномы,
Они очень любили играть в игры дома.
(Входят дети в шапочках гномов, цветных жилетках – по цвету звуков, садятся за столы).
Воспитатель: Рядом жил – в большом домище,
Старый, мудрый гном – гномище.
(Входит логопед в костюме гнома).
Воспитатель: Был он стар, и был он сед,
И большой был домосед.
Каждый день соседи гномы
Навещали деда дома –
Поиграть с ним с домино,
Вместе посмотреть кино.
2. Психогимнастика:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня превратились в гномов, таких как в сказке про Белоснежку. Давайте вспомним, как их звали и покажем их.
(Обращает внимание на игрушечную композицию).
Логопед: Вот ворчун – покажем его…, а это Ворчун…, Плакса…, Умник…, Чихун…, Скромник…, Глупыш…, Весельчак.
Молодцы, гномы, вы очень забавно показали гномов – персонажей сказки. На какого из гномов вы хотели бы быть похожи и почему. (Ответы детей). Как и многие из вас, и я тоже хотел бы быть похож на Весельчака, потому, что когда люди улыбаются кругом становиться светло, тепло и радостно.
У гномов в сказке были очень забавные имена. А у нас давайте будут имена – звуки речи. Я вам их скажу на ушко, вы же, чтобы представиться перед остальными гномами и перед гостями, оденете картинку - символ этого звука. Но чтобы услышать мой шепот, надо подготовить ушки.
3. Древнекитайская оздоровительная гигиеническая гимнастика ТАЙ – ДИ. Комплекс II (из книги С.М. Мартынова “Главное, попасть в точку» Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература» 1996 год).
(Перед каждым упражнением рекомендуется активизировать руки, потерев их друг о друга несколько раз).
Самомассаж ушей. Проведите большими пальцами рук по тыльной стороне ушных раковин снизу вверх и в обратном направлении. При этом указательные пальцы, соответственно согнувшись, лягут на передний отдел ушей, двигаясь параллельно большим. Проделайте упражнение
в среднем темпе 10 - 15 раз.
Захватите ушные раковины (в нижней части) указательными и средними пальцами и энергичными движениями, как бы причесывая уши, соскользните с мочек вверх, двигаясь к вискам. Проделайте 7 – 9 раз.
Помассируйте подушечками указательных пальцев точки, расположенные снаружи, у основания козелков. Движения выполняются одновременно двумя руками 7 – 9 раз в среднем темпе по ходу часовой стрелки.
Помассируйте подушечками указательных пальцев точки, расположенные в ямках за мочками ушей. Движения выполняются одновременно двумя руками 7 – 9 раз в среднем темпе по ходу часовой стрелки.
Помассируйте подушечками больших пальцев в ушной раковине вокруг наружного слухового прохода. Подушечки больших пальцев располагаются в ушной раковине так, чтобы ладони могли как бы обхватить голову сзади. Движения выполняются одновременно двумя руками 7 – 9 раз в среднем темпе по ходу часовой стрелки.
Возьмите большими и указательными пальцами за верх ушных раковин и потяните их вправо и влево попеременно. Проделайте эти движения 15 раз в темпе.
4. Закрепление знаний о звуках речи и буквах, их обозначающих, полученных на занятиях по подготовке к овладению грамотой. Составление, чтение слогов.
Логопед: Глядя на цвет ваших жилетов, что вы можете сказать о звуках, которые вам предстоит услышать?
(Гласные, согласные, твердые, мягкие
Логопед называет на ухо ребенку звук, он выбирает соответствующую картинку – символ, прикрепляет к жилету, остальные называют звук
Логопед раскладывает по кругу буквы).
Логопед: Звуки вы свои и друг друга узнали, правильно назвали, а теперь найдите какой буквой они обозначаются.
(Дети становятся по кругу на букву соответствующую своему звуку, логопед проверяет правильность выполнения задания).
Логопед: Вспомните, что такое слог? (Гласный и согласный сложенные в пару). Давайте прочитаем слоги, которые есть в нашей дружной компании, а поможет нам это волшебный обруч.
(Логопед захватывает обручем по два ребенка, ребенок напротив читает слог).
5. Развитие диалогической речи, интонации.
Логопед: У меня для вас есть новость. Я ее сообщу звуку, который стоит справа от меня. Это кому? (Ответ). Он передаст ее дальше направо. Кому? (Ответ). Дальше направо…дальше направо и т. д.
У Егорушки – Егора день рожденья будет скоро.
Как же быть?
Что Егору подарить?
6. «Школа маленьких пчел».
Логопед: Давайте вместе с Машей наварим каши для этого надо вспомнить стихотворение «Машина каша».
(Дети садятся на свои места, вытирают руки влажными салфетками, берут медовые шарики).
Маша каши наварила, Сжимание правой рукой. 2 раза
Маша кашей всех кормила. Сжимание левой рукой. 2 раза
Положила Маша кашу Катание шарика 2 раза
Кошке – в чашку, Сжимание шарика двумя руками 2 раза
Жучке – в плошку, Сжимание шарика двумя руками 2 раза
А коту – в большую ложку Катание шарика 2 раза
В миску курице, цыплятам Вдавливание в шарик большогопальца 2 раза
Да, да, да, да. Катание шарика 2 раза
И в корытце поросятам Вдавливание в шарик большого пальца 2 раза
Всю посуду заняла, Катание шарика 2 раза
Все до крошки раздала. Открывают ладони, дуют на шарик.
Логопед: Кашу вместе с Машей варили, варили, да всю раздали, нам только медок остался. Им мы наш язычок угостим.
(Дети слизывают мед с пальцев).
Логопед: Ну вот, теперь у нас даже меда не осталось и подарка не появилось. Я вам предлагаю отправиться в изостудию и с помощью волшебной кисточки и магических ножниц магических ножниц изготовить подарок своими руками. Но для этого надо подготовить пальчики.
7. Древнекитайская оздоровительная гигиеническая гимнастика ТАЙ – ДИ. Комплекс II (из книги С.М. Мартынова “Главное, попасть в точку» Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература» 1996 год). (продолжение).
(Перед каждым упражнением рекомендуется активизировать руки, потерев их друг о друга несколько раз).
Помассируйте большим и указательным пальцами правой руки каждый палец левой, начиная с мизинца. Проделайте массаж – растирание каждой фаланги и сустава по 3 раза с нажимом, в темпе. То же проделайте с пальцами другой руки.
Помассируйте большим и указательным пальцами правой руки каждый палец левой руки, с внешней и внутренней стороны, как бы натягивая тесную перчатку. Начинают упражнение с ногтевой фаланги мизинца. То же с пальцами левой руки.
Обхватывайте пальцами одной руки каждый палец другой руки, начиная с мизинца. Покрутите влево вправо в области сустава по 5 раз, а затем 1 – 2 раза дерните. Упражнение проделывается без напряжения. То же с пальцами левой руки.
Помассируйте большим пальцем руки, круговыми движениями ладонь другой руки, разминая ее от основания к центру. Затем пройдите по всем буграм ладони и закончите массаж на среднем пальце, дойдя до его конца. То же с пальцами левой руки.
8. Итог.
Логопед: А теперь, гномы, вам пора спешить в изостудию. Спасибо вам большое, за то, что навестили соседа гнома, рассказали о том, что уже узнали на занятиях в детском саду. На прощание хочу вас превратить снова в девочек и мальчиков. Ответите на мои вопросы – превратитесь. (Ответы детей сопровождаются ритмичным прохлопыванием).
Кто улыбкой вас встречает,
На вопросы отвечает,
Учит вас считать делить
И поделки мастерить? Наши воспитатели –
Нам друзья, приятели.
Чтоб здоровыми вы были,
Звуки все произносили,
Кто заботиться о вас? Логопеды – это раз,
Массажисты, медсестра
И, конечно, доктора.
Логопед: Доброго вам пути. А вот вам и волшебный мостик.
(Дети выходят из зала по ребристой доске).
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста