- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе
Жихарева Алевтина Николаевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение, Центр развития ребёнка - детский сад №11 "Капелька", города Протвино Московской области
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим
Как заяц, белка и лось проводят зиму в лесу
Цель:
1. 3акрепитъ представление детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса.
2. Продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
3. Дать представление детям о простейшей пищевой цепи; трава - травоядное – хищник.
4. Учить бережному отношению к природе и к друг другу.
5 . Развивать пространственное восприятие.
Оборудование: Игрушка – зайчик; картинки на фланелеграфе – лось, белка, заяц; разрезные картинки – заяц; белый лист бумаги; белый и серый заяц.
Ход занятия:
- Ребята, если угадаете загадку, то узнаете о ком пойдёт речь на занятии:
"И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд,
3аберется в куст - и спит-
Кочерыжку съест - и сыт" (заяц)
-Вот этот зайчик сообщил мне, что больше не хочет жить в детском саду на полке, он решил пойти в настоящий лес, но он ещё не знает, как трудно жить в лесу маленькому зайчику. Ребята, вы хотите ему помочь? Давайте расскажем зайчику, как живут в лесу зимой живые звери.
-Лес – это дом для растений и животных.
-Кто из вас был в лесу?
-Что растет в лесу? (в лесу растет много разных деревьев и кустарников, травянистых растений , лесных ягод и грибов)
-Ребята, назовите животных, которые питаются растениями? (Лось, €заяц, белка)
-Ребята, а как, кожно назвать одним словом животных, которые питаются только pастениями? ( Это травоядные). Кормятся они на зеленой, сочной травке и cтановятся желанной добычей разных хищников).
-А каких животных называют хищниками? ( Это - те звери и птицы, которые питаются мясом других животных - это волк, лиса, медведь).
-Трудно живется зимой в лесу и хищникам, и травоядным. Голодно и холодно. Ребята, давайте покажем нашему 3айчику, как он сможет согреть свои лапки в зимние холода.
Физминутка:
3айцы cкачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают-
Не идет ли волк,
Раз - согнуться, разогнуться,
два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка -
3aйцев целая €ватага
Вдоль по краешку оврага
Прыг да скок, прыг да скок...
И тихонько в свой домок.
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На первом этаже растут травы, на втором этаже растет кустарник, на третьем этаже и выше растут деревья. На всех этажах живут животные. Лес - это их дом. Животные живут на том этаже, на котором могут передвигаться , находить пищу, строить убежища.
-На каком этаже живет белка? (На cамом высоком этаже леса, но может спускаться и вниз).
-Чем белка питается? (белка питается орехами, грибами, желудями, шишками)
- Но зимой нет ни грибов, ни желудей, ни орехов?
-Чем же питаются белки зимой? (Летом и осенью белки собирают семена, орешки, жёлуди , сушат грибы, накалывая их на ветви. Все, что собрали и высушили, белки прячут в дуплах и других кладовочках. А зимой их находят и едят).
-Ребята, мы с вами наблюдали за белочкой на участке. Она очень ловко передвигается по деревьям, а иногда спускается на землю. Что помогает белке так легко передвигаться по деревьям? (У белки острые когти, которыми она цепляется за деревья)
- У белочки есть враги, как она от них спасается? (Белка быстро передвигается, умеет прыгать с дерева на дерево).
-3имой очень холодно. Что же защищает белочку от холода? (У белочки теплая серебристая шубка).
-А сейчас мы с вами поговорим об очень красивом животном:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
-На каком этаже леса живёт лось? (На 1 этаже).
-Может, вы знаете, чем питается лось? (Основным кормом лосей являются листья кустарников и деревьев, зимой их ветки).
-Ребята, даже у такого крупного животного, как лось, тоже есть враги. Как лось защищается от врагов? (Лось умеет быстро бегать, у него высокие сильные ноги, может ударить копытом).
- 3айчик (обратиться к игрушке), а сейчас мы поговорим о твоих лесных “6ратьях".
-На каком этаже леса живёт заяц? (На самом нижнем "этаже", на первом).
- Ребята, летом зайцы едят траву, а зимой, когда снег глубокий, чем питаются зайцы? (Обгладывают кору деревьев, ветки кустарников) Чтобы обгладывать кору деревьев, нужны очень острые зубы.
-У зайчиков много врагов из тех, кто любит полакомиться их вкусным мясом.
-Кто враг зайчика? (Лиса, волк).
- Да, это и лисы, и волки, и собаки, и хищные крупные птицы, и охотники
-Как зайцы спасаются от врагов? (… ) Одно спасение у зайцев - быстрые ноги. А еще зайцу помогает шуба - "невидимка" .
-Почему шу6ку зайчика можно назвать "невидимкой"? (На белом снегу в белой пушистой шубке он почти незаметен).
-Ребята, у зайчика нет ни дупла, ни норы, где бы он мог спрятаться. Что же ему помогает выдержать зимние холода?
(Теплая, пушистая шубка). Выроет зайчик ямку в снегу, ляжет в нее и спит.
Демонстрация модели маскировки.
-Ребята, вот белая, снежная полянка. Прискакали на нее два зайчика: один Русачок (он не успел сменить осеннюю, серую шу6ку на зимнюю, белую), а другой - Белячок (он уже в шубке - "невидимке").
- Какого зайчика мы очень хорошо видим на снегу? (Русачка)
- Почему мы его видим? (Снег белый, а шубка серая).
-А какой зайчик почти незаметен? (---) Почему? (---)
- 3айчик в белой шу6ке на белом снегу почти незаметен, но он должен находиться неподвижно.
- 3айка, ты теперь знаешь, как в лесу непросто жить. Все животные, которые там есть, приспособлены к трудным зимним условиям. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги, шерсть белой окраски. А ты совсем не такой. Eсли ты встанешь на нашу белую, снежную полянку, то тебя очень хорошо видим мы, значит увидят и хищники – волк и лиса. Подожди идти в лес. Сначала узнай обо всех опасностях, которые подстерегают живых зверей в лесу, а потом решай – стоит или не стоит идти в лес .
- Ты мне хочешь что-то сказать? (Прислонить зайца к уху).
Ребята, зайчик мне сказал, что он еще подумает и постарается все запомнить. А пока он дает вам волшебное задание и говорит, что если вы с ним справитесь, то произойдет чудо. Он предлагает вам подойти к столам и из разрезных картинок составить "портрет" зайца.
- Молодцы, ребята. Все справились, и чудо произошло. (Подменить игрушку на живого белого кролика). Посмотрите, ведь наш зайчик "ожил". Подойдите к нему поближе, только не шумите, ведь зайчик может испугаться. Давайте его погладим. Какая у него белая, пушистая, теплая шубка, а какой маленький хвостик, длинные ушки.
- Ребята, зайчик пришел к нам в гости. Мы ходим в лес в гости, а сегодня к нам в гости пришёл лесной житель. В лесу зимой зайчик ел только ветки, да кору деревьев, давайте его угостим вкусной морковкой и листьями капусты. Лена, поставь, пожалуйста, блюдце с едой зайчику.
-Ребята, зайчик у нас погостит немного, а потом мы его отпустим домой.
-А где же его дом? (Лес).
- Да, у зайчика дом - это лес. У каждого из нас есть свой дом, но наш общий Дом – это Земля.
Я речь свою веду о том,
Что вся 3емля - наш общий Дом -
Еще о том веду я речь,
Что мы наш Дом должны сберечь!
-А сейчас мы с вами послушаем замечательную песенку Михаила Пляцковского "Не дразните собак". Если кто-то знает слова - подпевайте.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста