Папки-передвижки

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе

Жихарева Алевтина Николаевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение, Центр развития ребёнка - детский сад №11 "Капелька", города Протвино Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим

Как заяц, белка и лось проводят зиму в лесу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

1. 3акрепитъ представление детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса.

2. Продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

3. Дать представление детям о простейшей пищевой цепи; трава - травоядное – хищник.

4. Учить бережному отношению к природе и к друг другу.

5 . Развивать пространственное восприятие.

Оборудование: Игрушка – зайчик; картинки на фланелеграфе – лось, белка, заяц; разрезные картинки – заяц; белый лист бумаги; белый и серый заяц.


Ход занятия:

- Ребята, если угадаете загадку, то узнаете о ком пойдёт речь на занятии:

"И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд,

3аберется в куст - и спит-

Кочерыжку съест - и сыт" (заяц)

 

-Вот этот зайчик сообщил мне, что больше не хочет жить в детском саду на полке, он решил пойти в настоящий лес, но он ещё не знает, как трудно жить в лесу маленькому зайчику. Ребята, вы хотите ему помочь? Давайте расскажем зайчику, как живут в лесу зимой живые звери.

-Лес – это дом для растений и животных.

-Кто из вас был в лесу?

-Что растет в лесу? (в лесу растет много разных деревьев и кустарников, травянистых растений , лесных ягод и грибов)

-Ребята, назовите животных, которые питаются растениями? (Лось, €заяц, белка)

-Ребята, а как, кожно назвать одним словом животных, которые питаются только pастениями? ( Это травоядные). Кормятся они на зеленой, сочной травке и cтановятся желанной добычей разных хищников).

-А каких животных называют хищниками? ( Это - те звери и птицы, которые питаются мясом других животных - это волк, лиса, медведь).

-Трудно живется зимой в лесу и хищникам, и травоядным. Голодно и холодно. Ребята, давайте покажем нашему 3айчику, как он сможет согреть свои лапки в зимние холода.

 

 

Физминутка:

 

3айцы cкачут: скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают-

Не идет ли волк,

Раз - согнуться, разогнуться,

два – нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка -

3aйцев целая €ватага

Вдоль по краешку оврага

Прыг да скок, прыг да скок...

И тихонько в свой домок.

 

 

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На первом этаже растут травы, на втором этаже растет кустарник, на третьем этаже и выше растут деревья. На всех этажах живут животные. Лес - это их дом. Животные живут на том этаже, на котором могут передвигаться , находить пищу, строить убежища.

-На каком этаже живет белка? (На cамом высоком этаже леса, но может спускаться и вниз).

-Чем белка питается? (белка питается орехами, грибами, желудями, шишками)

- Но зимой нет ни грибов, ни желудей, ни орехов?

-Чем же питаются белки зимой? (Летом и осенью белки собирают семена, орешки, жёлуди , сушат грибы, накалывая их на ветви. Все, что собрали и высушили, белки прячут в дуплах и других кладовочках. А зимой их находят и едят).

 

-Ребята, мы с вами наблюдали за белочкой на участке. Она очень ловко передвигается по деревьям, а иногда спускается на землю. Что помогает белке так легко передвигаться по деревьям? (У белки острые когти, которыми она цепляется за деревья)

- У белочки есть враги, как она от них спасается? (Белка быстро передвигается, умеет прыгать с дерева на дерево).

-3имой очень холодно. Что же защищает белочку от холода? (У белочки теплая серебристая шубка).

 

 

-А сейчас мы с вами поговорим об очень красивом животном:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

 

-На каком этаже леса живёт лось? (На 1 этаже).

-Может, вы знаете, чем питается лось? (Основным кормом лосей являются листья кустарников и деревьев, зимой их ветки).

-Ребята, даже у такого крупного животного, как лось, тоже есть враги. Как лось защищается от врагов? (Лось умеет быстро бегать, у него высокие сильные ноги, может ударить копытом).

 

- 3айчик (обратиться к игрушке), а сейчас мы поговорим о твоих лесных “6ратьях".

-На каком этаже леса живёт заяц? (На самом нижнем "этаже", на первом).

- Ребята, летом зайцы едят траву, а зимой, когда снег глубокий, чем питаются зайцы? (Обгладывают кору деревьев, ветки кустарников) Чтобы обгладывать кору деревьев, нужны очень острые зубы.

-У зайчиков много врагов из тех, кто любит полакомиться их вкусным мясом.

-Кто враг зайчика? (Лиса, волк).

- Да, это и лисы, и волки, и собаки, и хищные крупные птицы, и охотники

-Как зайцы спасаются от врагов? (… ) Одно спасение у зайцев - быстрые ноги. А еще зайцу помогает шуба - "невидимка" .

-Почему шу6ку зайчика можно назвать "невидимкой"? (На белом снегу в белой пушистой шубке он почти незаметен).

-Ребята, у зайчика нет ни дупла, ни норы, где бы он мог спрятаться. Что же ему помогает выдержать зимние холода?

(Теплая, пушистая шубка). Выроет зайчик ямку в снегу, ляжет в нее и спит.

 

 

Демонстрация модели маскировки.

-Ребята, вот белая, снежная полянка. Прискакали на нее два зайчика: один Русачок (он не успел сменить осеннюю, серую шу6ку на зимнюю, белую), а другой - Белячок (он уже в шубке - "невидимке").

- Какого зайчика мы очень хорошо видим на снегу? (Русачка)

- Почему мы его видим? (Снег белый, а шубка серая).

-А какой зайчик почти незаметен? (---) Почему? (---)

- 3айчик в белой шу6ке на белом снегу почти незаметен, но он должен находиться неподвижно.

 

- 3айка, ты теперь знаешь, как в лесу непросто жить. Все животные, которые там есть, приспособлены к трудным зимним условиям. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги, шерсть белой окраски. А ты совсем не такой. Eсли ты встанешь на нашу белую, снежную полянку, то тебя очень хорошо видим мы, значит увидят и хищники – волк и лиса. Подожди идти в лес. Сначала узнай обо всех опасностях, которые подстерегают живых зверей в лесу, а потом решай – стоит или не стоит идти в лес .

 

 

- Ты мне хочешь что-то сказать? (Прислонить зайца к уху).

Ребята, зайчик мне сказал, что он еще подумает и постарается все запомнить. А пока он дает вам волшебное задание и говорит, что если вы с ним справитесь, то произойдет чудо. Он предлагает вам подойти к столам и из разрезных картинок составить "портрет" зайца.

 

- Молодцы, ребята. Все справились, и чудо произошло. (Подменить игрушку на живого белого кролика). Посмотрите, ведь наш зайчик "ожил". Подойдите к нему поближе, только не шумите, ведь зайчик может испугаться. Давайте его погладим. Какая у него белая, пушистая, теплая шубка, а какой маленький хвостик, длинные ушки.

 

 

- Ребята, зайчик пришел к нам в гости. Мы ходим в лес в гости, а сегодня к нам в гости пришёл лесной житель. В лесу зимой зайчик ел только ветки, да кору деревьев, давайте его угостим вкусной морковкой и листьями капусты. Лена, поставь, пожалуйста, блюдце с едой зайчику.

-Ребята, зайчик у нас погостит немного, а потом мы его отпустим домой.

 

-А где же его дом? (Лес).

- Да, у зайчика дом - это лес.  У каждого из нас есть свой дом, но наш общий Дом – это Земля.

 

Я речь свою веду о том,

Что вся 3емля - наш общий Дом -

Еще о том веду я речь,

Что мы наш Дом должны сберечь!

 

 

-А сейчас мы с вами послушаем замечательную песенку Михаила Пляцковского "Не дразните собак". Если кто-то знает слова - подпевайте.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД