Лучший педагог года

В тихий вечерок во горенку. Занятие с детьми в ДОУ.

17 октября 2011 в 09:58 - Оксана Красницкая

“В тихий вечерок во горенку”

Программное содержание: Воспитывать уважение к традициям русского народа. Познакомить с обрядом угощения и чаепития. Развивать эмоциональное восприятие через элементы национальной культуры. Закрепить новые слова, помогая при необходимости активизировать в речи.

Предварительная работа: Заучивание наизусть колыбельных песен. Знакомство детей с предметами быта русского народа.

Оборудование: Домовенок Кузя-кукла. Макет горницы. Предметы быта: колыбель, чугунок, сито, печь, самовар.


Ход занятия.

Домовенок Кузя приглашает детей к себе в гости.

Кузя: Здравствуйте, люди добрые! Честной народ заходи в мою горницу.

Воспитатель: Подожди, подожди ты что-то путаешь. В комнату. А про горницу мы не знаем.

Кузя: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами, деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми рушниками, с чудо - печкой. (Все перечисленное сопровождается медленным показом). Заходите, люди добрые, ведь вы ко мне с добром?!

Дети: С добром.

Кузя: Заходите, за стол проходите.

Воспитатель и дети рассматривают предметы в горнице. Воспитатель обращает внимание детей на колыбель.

Воспитатель: А что это? Ой, да это настоящая люлька-колыбель. В ней раньше дети спали, их мамы качали, да колыбельные песни им пели. Дети, вы знаете колыбельные песни. Давайте их вспомним.

Дети:

Баю-баю, баю-баю,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи Дуняша сладко. (И другие)

 

Воспитатель: Кузя, ты где? Надо же, пригласил нас к себе в гости, а сам исчез. Ребята, а вам нравится в горнице у Кузи. Похожа она на комнаты, в которых мы с вами живем.

Дети: Кузина горница нравится. Она не похожа на наши комнаты.

Воспитатель: Посмотрите, здесь много необычного, незнакомого нам. (Рассматривают). Я задаю вам загадки, а вы найдите ответ в горнице.

Новая посудина,

А вся в дырках.

Дети: Сито.

Воспитатель: Для чего нужно сито.

Дети: Моя мама муку сеет.

Воспитатель:

Великан в углу.

Дети: Печь.

Воспитатель:

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

(полотенце)

Есть ли таков, как Иван Рудаков,

Сел на конь, да и поехал в огонь.

(чугунок)

(Если дети затрудняются, воспитатель помогает им найти отгадку).

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине – огонь да вода.

(Самовар)

Ребята, а для чего самовар нужен

Дети: Из самовара чай пьют.

Воспитатель: Правильно. С самовара чай попивали. Давай те и мы с вами сядем за стол, да попьем чайку. Не спешите, давай те по-старинному русскому обычаю сделаем.

В старину, прежде чем сесть за стол, руки обязательно мыли, рушником вытирали, при этом приговаривали: (воспитатель моет руки)

Я вымою рученьки, нежные и белые,

Чтобы личико белело,

Чтобы солнышко хотело:

Меня чаем угостить

И за стол посадить.

(Все моют руки, вместе произносят слова)

Воспитатель: А теперь, давайте за стол садиться. Мальчики пропускайте девочек, не спешите. Все делалось в старину медленно, с небольшим поклоном столу. (все садятся)

Воспитатель:

Спасибо тебе, солнышко лучистое

За хлебушек твой душистый,

За чай ароматный и мед сладкий.

Вот оказывается как раньше за стол садились.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Много лет тому назад в г. Туле изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары сохранились до наших дней. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические. Почти в каждой семье есть самовар. Дело в том, что чаепитие из самовара – это особый ритуал, объединяющий людей за тихим спокойным разговором.

Ребята посмотрите на наш стол и скажите: с чем любили пить чай в старину?

Дети: Чай пили с вареньем, сушками, пряниками, калачами.

Воспитатель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах. (раcсказ сопровождается показом). А вы хотите попить чайку, как в старину пили.

Дети: Хотим попить чайку.

Занятие заканчивается чаепитием.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД