Конспект занятия по ознакомлению детей (ОНР) подготовительного к школе возраста с художественной литературой
Пересказ рассказа К.Д Ушинского «Слепая лошадь»
Задачи : Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь. Формировать положительные качества: доброту, честность, отзывчивость. Развивать умение детей последовательно передавать литературный текст. Соотносить содержание текста с изображением на схемах. Развивать умение выражать своё отношение к событиям рассказа.
Материалы и оборудование:
- Портрет и выставка книг К.Д. Ушинского.
- Выставка детских творческих работ (в технике оригами) по произведениям К. Д. Ушинского.
- Опорные схемы для пересказа.
- Книга К.Д. Ушинского «Слепая лошадь» сделанная своими руками.
- Сердечки ( на магнитиках) символизирующие разные чувства.
- Мольберты, магниты.
Предварительная работа:
- Чтение произведения.
- Закрепление материала с использованием опорных схем.
- Д/и «Вспомни сюжет по схеме» (рекомендуется играть в игру по выборочным схемам).
- Д/и «Подбери схемы».
- Д/и «Вырази своё отношение».
- Подготовить с одним ребёнком рассказ об К.Д Ушинском.
- Подбор пословиц о доброте, дружбе, честности.
- Выполнение с детьми творческих работ по произведениям К.Д. Ушинского.
Ход занятия:
1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку книг К.Д. Ушинского и творческие работы детей . Обращает внимание детей на портрет К.Д. Ушинского.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
Ответы детей: К.Д. Ушинский.
Воспитатель: Сегодня Артём приготовил для нас рассказ об Ушинском. Давайте послушаем его внимательно (ребёнок рассказывает о писателе, у него в руках книга К.Д Ушинского «Слово»).
- Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы. Родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился на хорошо и отлично. После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинского Славу народного учителя.
Воспитатель: Давайте поставим эту книгу рядом с остальными книгами. Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете?
Ответы детей: «Лиса Патрикеевна», «Дятел», «Бишка», «Мышки», «Жалобы зайки», «Четыре желания» и др.
2. Воспитатель: Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг и творческих работ. А я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой – вот она.
(Сюрпризный момент, воспитатель показывает книгу К.Д. Ушинского «Слепая лошадь», сделанную своими руками ).
- Иллюстрации этой книги помогут вам вспомнить содержание рассказа.
(воспитатель перелистывает страницы книги, дети с опорой на иллюстрации вспоминают рассказ)
3. Воспитатель: теперь нам помогут вспомнить рассказ опорные схемы.
(дети выкладывают на мольберте последовательно части рассказа и дают им названия : 1. Купец. 2. Любимая лошадь. 3. Происшествие.4.Обещание. 5.Беда. 6. Предательство. 7.Одиночество. 8. Наказание.
4.Воспитатель: У нас получилась модель большого рассказа состоящего из восьми частей, которым вы дали названия.
Выразите своё отношение к наиболее запомнившимся вам частям рассказа. (звучит музыка, дети выкладывают разноцветные сердечки напротив схем наиболее запомнившихся частей рассказа).
Воспитатель: Посмотрите, какие разные отношения у вас возникли к событиям рассказа, какие разные чувства.
Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: А мне запомнилась часть, которая называется
«Одиночество». (воспитатель располагает схему этой части на мольберте). Как вы понимаете слово «одиночество»?
Ответы детей: «Одиночество» - это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.
5.Воспитатель: Послушайте, как об одиночестве рассказал К.Д. Ушинский. (Воспитатель читает отрывок из книги «Слепая лошадь», затем предлагает детям пересказать часть с названием «Одиночество», при помощи опорных схем).
6. Воспитатель: Вот какой у нас получился пересказ К.Д. Ушинского «Слепая лошадь». Чему же научила вас эта книга?
Ответы детей: Эта книга научила нас доброте, честности, отзывчивости, дружбе.
Воспитатель: Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?
Ответы детей: «Дружба дороже денег», « Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят» , «Сам погибай, а товарища выручай».
Воспитатель: Я тоже знаю очень хорошую пословицу:
«Друга ищи, а найдешь, береги!»
Воспитатель дарит детям шары в виде сердечек , на которых написана эта пословица.
Предыдущие статьи: