"По странчкам азбуки"
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Учитель-логопед: Лобанова Марина Анатольевна
МДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида
Программное содержание:
- закреплять знания об изученных звуках и буквах;
- закреплять знания о правилах составления звуко-буквенных моделей слов, ставить ударение
- печатать слова;
- развивать умение составлять предложения; делить их на слова, составлять схемы предложений;
- Развивать фонематический слух, мышление, память, внимание;
- Развивать связную речь, умение составлять рассказ о любимой игрушке с опорой на схему для рассказывания:
- Закреплять умение отвечать на вопросы логопеда полным предложением;
- Воспитывать желание учиться в школе.
Демонстрационный материал: большая азбука, материал для составления схем предложений, разноцветные магнитные буквы, цветные магниты, схема для составления рассказа «Игрушки», альбом с сюжетными картинками «Детский сад»
Раздаточный материал: пеналы для составления звуковых схем, простые карандаши, карточки из игры «Прочитай по первой букве», зеркала, мячики-ежики, конверты для составления схем предложений.
Конспект занятия:
Логопед: Ребята, к нам пришла посылка от Буквоежки. А живет Буквоежка в стране Азбуке. Узнал Буквоежка о том, что вы собираетесь в школу и решил прислать вам в подарок волшебную азбуку. На каждой страничке азбуки для вас задание. Выполнив его, можно открыть следующую страничку. Хотите посмотреть азбуку? Тогда давайте выполнять задания. Но сначала сделаем дыхательную и артикуляционную гимнастику.
3 коротких вдоха, плавный выдох – 3 раза.
Артикуляционная гимнастика
«улыбка - трубочка», «толстый - худой», «лопатка - иголочка».
Задание 1 На первой страничке вопросы.
Давайте вспомним, из чего состоит наша речь. (Наша речь состоит из предложений).
Предложения состоят….? (из слов)А слова?(из звуков)
Что такое звук?
Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Чем отличаются гласные звуки, от согласных? (при произнесении гласных звуков во рту нет преград)
Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)
Что такое буква?
Задание 2 Звуковой анализ слов, данных в тетради и предложенных воспитателем.
Работа со звуковыми пеналами
На второй страничке азбуки загадки. Давайте их разгадаем их и составим звуковые схемы отгадок.
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса)
Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку. (Паук)
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Вопросы: сколько в слове звуков? Сколько гласных? Назовите. Сколько согласных? Назовите. Давайте поставим ударение. Что нужно сделать? (Позвать слово) Какой гласный ударный?
Задание 3 Вот и третья страничка нашей азбуки открылась.
Игра «Кто больше слов составит»
На магнитной доске выставлены два столбика слогов из цветных букв. Соедините слоги правого и левого столбиков так, чтобы они образовали слова.
ШИ ША
СЛИ НА
КА ВА
Игра «Прочитай по первой букве»
У вас на столах карточки. Составьте слова, записывая первую букву каждой картинки, по порядку.
Дети составляют новые слова и читают их.
Задание 4 Физкультминутка
Четвертая страничка. Сделаем массаж рук мячиком-ежиком.
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
Задание 5 Работа над предложением
Открываем следующую страничку. На ней красивая картинка. Дети играют в детском саду. Давайте придумаем предложения по картинке и составим схемы предложений. (3 предложения)
Задание 6 Составление рассказа о любимой игрушке (с опорой на схему для рассказывания)
На следующей страничке новое задание. Буквоежка хочет, чтобы вы рассказали о своих любимых игрушках. А чтобы вам было проще, в азбуке есть схема. (2-3 рассказа)
Итог занятия. На последней страничке Буквоежка спрятал для вас подарок это волшебные звездочки, которые вы положите в свои мешочки знаний. Но вы должны сказать: Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали?
Предыдущие статьи: