Тема: « Растительный мир реки Лесной Воронеж».
Задачи:
- познакомить детей с растениями, живущими на реке Лесной Воронеж;
- закрепить знания детей о водоёмах Тамбовской области;
- знакомство с произведениями художественной литературы, описывающими эти растения;
- воспитывать бережное отношение к родной природе, к реке.
Оборудование:
иллюстрации водных растений, рабочая тетрадь, фломастеры.
Ход занятия.
· Как называется речка, на которой расположился наш город Мичуринск? (Лесной Воронеж).
· Какие водоёмы встречаются на территории Тамбовской области? (Пруды).
· Какие бывают пруды? (Естественные и искусственные).
Растительный мир реки.
Сегодня мы поговорим о растительном мире реки лесной Воронеж. Сначала кажется, что река это просто чистая вода. Но это не так. К ней нужно внимательно присмотреться. По берегу реки растет (показать) вот это растение.
· Как оно называется? (лилия).
Верно, в народе его называют лилия или Белая кувшинка.
· Дети, подумайте и скажите, герои каких известных сказок оказались на листе этого растения? (Дюймовочка и Буратино).
Я сейчас вам прочту один отрывок, а вы попытайтесь угадать из какого это произведения.
Этот отрывок из сказки «Дюймовочка». Кувшинки растут не по всей реке, а только где вода стоячая или течет не очень быстро. Цветы кувшинки называют часами. По ним можно определить время. Без воды они очень быстро вянут. Нужно ими только любоваться и не рвать.
Кувшинки растут ближе к середине реки, а по берегу - кубышка. Правда, очень интересное название. Они являются родственниками с кувшинкой.
Многие из водных растений ядовиты. Листья и цветы кувшинки и кубышки, не ядовиты, а вот корневища да. В рот их брать нельзя. Весной, когда на реке поднимается вода, корневища этих растений начинают путешествовать. С течением их выносит на поверхность и выбрасывает на берег. Там эти части находят дети. Бывает, что вы их пробуете на вкус. Никогда этого не делайте!
Игра «На пруду или в болоте».
Показать детям ряску.
· Дети, что это за растение? (ряска).
Это небольшие зелёные пластинки, покрывающие значительную часть водоёма. Это растение легко прилипает к рукам, к птицам, так происходит размножение этого растения.
Это всё наводные растения. А как интересен подводный мир. На дне реки растут водоросли. Ими пытаются рыбы. Лягушки откладывают икру, прикрепляя её к водорослям.
· Какие растения живут на реке? (Кувшинка, кубышка, ряска и другие).
· Чем питаются рыбы? (Водорослями).
Закрепление.
Работа в рабочей тетради. См. приложение.
Итог.
Предыдущие статьи: