МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

8 сентября 2011 в 19:35 - Ирина Кондрашова
article1284.jpg

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

 

Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:

  • -Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
  • -Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  • -Учить детей подбирать определения к существительным.
  • -Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
  • -Воспитывать интерес к занятию,желание заниматься вместе со всеми.

 

Демонстрационный материал: Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».

Раздаточный материал: Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.

Оборудование: Магнитафон, касета с музыкой.


 

Конспект  занятия.

1.Организационный момент

«Круг дружбы»

 

2.Основная часть

Вос. Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

«Слушай,

Что же это звенит?

Может быть, звенит и ползет

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно-вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Ни жука,

Нет ни грома,

Ни гудка... (Р.Сеф)

 

 

Вос. Ребята, скажите, что же может так звенеть?(заслушать ответы детей)

«Вслушайся: звенит одна

В целом мире тишина!»

 

Ребята,но тишину нарушают разные звуки. Угадайте ,что же это за звуки и шумы (дети отворачиваются , и определяют звуки, которые создает воспитатель:шуршание пакетом, листание страниц книги, удары мяча об пол и т.д.).

Вос.Мы слышим шум дождя, пение птиц.-это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова и мы понимаем друг друга.

А какие это звуки?

Затем воспитатель пропевает а-а-а, о-о-о, у-у-у....Что же это за звуки:и,э,ы,е?

Дети: Гласные звуки!

Вос. Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.

д/и «Кто дольше протянет гласный звук».

 

Если вы будете внимательны, то узнаетепо губам , какой гласный звук я произнесу беззвучно.

д/и « Угадай , что я сказала?»

 

Звуки только и думают , как с нами в прятки поиграть.А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем? Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.

Бак, мак, рак

Рог, нос, рот, сок

Кит, мир, пир

Суп, сук, лук

Сыр, рысь

Мэр, сэр...

Вос. А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук , а вы слово (дети называют свои слова).

Вос. Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: со-ба-ка, ры-ба, сказ-ка( зазвучала волшебная музыка)

Ой, ребята, я сказала слово «сказка»и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.

-Жи...бы...де...и ба... . И бы... у ни... Ку...Ря... . Сне... Ку... я... не про..., а зо... . Де... би..., би... – не раз... . Ба... би..., би... – не разби... . Мыш... бе... , хво... мах... , я... упа... и разби... .

(дети называют сказку).

 

Вос. Правильно , ребята. Это сказка- «Курочка Ряба».

Давайте на столах полосками выложим название сказки.

-Сколько слов в этом предложении?

Дети: 2 слова.

А теперь вспомните предложение из сказки из 3-х слов (2-х слов) и выложите на столе.

Снесла курочка яичко .-3 слова

Дед плачет - 2 слова

Курочка кудахчет-2 слова

Вос. Молодцы, ребята , справились с этим заданием!

 

А теперь мы поиграем с вами в игру «Живые слова».

( воспитатель вызывает 3-х детей).

Мы сейчас поиграем с вами с предложением « СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО». Воспитатель переставляет детей произвольно, а дети называют предложения, которые в результате этого получились:

Снесла курочка яичко.

Яичко снесла курочка.

Вос.Курочка яичко снесла.

 

На сказочной улице. Которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.

Дед баба мышка курочка

(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)

 

(На доске повесить таблицу-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно).

Вос. Ребята. Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой , в названии которого 3 слога и т. д.

(Дети расселяют на первом этаже-слово «ку-роч-ка»

На втором этаже –слова «ба-ба», «мыш-ка»,

А на третьем- слово «дед»).

 

Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА».

-Сколько слогов в этом слове?

Дети: 2 слога

Вос. А звуков?

Дети : 4 звука.

Вос . Фишками ( красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверте на доске.

 

Ребята, а вы хотите угодать имена дедушки и бабушки?

Дети: Да!

Вос . Попробуйте! ( воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки).

Карандаши-«к»

Очки-«о»

Лейка-«л»

Яблоко-«о» КОЛЯ

 

Мячь –«м»

Арбуз-«а»

Шар-«ш»

Автобус –«а» МАША

Вос. Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием!

 

А какими вы себе представляете героев сказки? ( дети описывают).

Дед-старый, высокий, худощавый...

Баба-старенькая, седая, добрая, приветливая...

Курочка-большая, рябая,пестрая...

Мышка- серенькая, маленькая, проворная...

А как по другому можно ласково заменить слово «баба»?

Дети :Бабушка, бабуличка...

Вос. А слово «дед»?

Дети :Дедушка, дедуся, дедуличка...

 

Вос . Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

«Покрутись, повертись

В детский садик возвратись».

 

Демонстрационный материал: 

 

 

Раздаточный  материал:

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД