- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
Цели:
- -Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
- -Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
- -Учить детей подбирать определения к существительным.
- -Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
- -Воспитывать интерес к занятию,желание заниматься вместе со всеми.
Демонстрационный материал: Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».
Раздаточный материал: Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.
Оборудование: Магнитафон, касета с музыкой.
Конспект занятия.
1.Организационный момент
«Круг дружбы»
2.Основная часть
Вос. Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
«Слушай,
Что же это звенит?
Может быть, звенит и ползет
Реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть мохнатый жук
Только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно-вот он и звенит?
Нет ни мухи,
Ни жука,
Нет ни грома,
Ни гудка... (Р.Сеф)
Вос. Ребята, скажите, что же может так звенеть?(заслушать ответы детей)
«Вслушайся: звенит одна
В целом мире тишина!»
Ребята,но тишину нарушают разные звуки. Угадайте ,что же это за звуки и шумы (дети отворачиваются , и определяют звуки, которые создает воспитатель:шуршание пакетом, листание страниц книги, удары мяча об пол и т.д.).
Вос.Мы слышим шум дождя, пение птиц.-это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова и мы понимаем друг друга.
А какие это звуки?
Затем воспитатель пропевает а-а-а, о-о-о, у-у-у....Что же это за звуки:и,э,ы,е?
Дети: Гласные звуки!
Вос. Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.
д/и «Кто дольше протянет гласный звук».
Если вы будете внимательны, то узнаетепо губам , какой гласный звук я произнесу беззвучно.
д/и « Угадай , что я сказала?»
Звуки только и думают , как с нами в прятки поиграть.А также считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем? Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.
Бак, мак, рак
Рог, нос, рот, сок
Кит, мир, пир
Суп, сук, лук
Сыр, рысь
Мэр, сэр...
Вос. А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук , а вы слово (дети называют свои слова).
Вос. Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: со-ба-ка, ры-ба, сказ-ка( зазвучала волшебная музыка)
Ой, ребята, я сказала слово «сказка»и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.
-Жи...бы...де...и ба... . И бы... у ни... Ку...Ря... . Сне... Ку... я... не про..., а зо... . Де... би..., би... – не раз... . Ба... би..., би... – не разби... . Мыш... бе... , хво... мах... , я... упа... и разби... .
(дети называют сказку).
Вос. Правильно , ребята. Это сказка- «Курочка Ряба».
Давайте на столах полосками выложим название сказки.
-Сколько слов в этом предложении?
Дети: 2 слова.
А теперь вспомните предложение из сказки из 3-х слов (2-х слов) и выложите на столе.
Снесла курочка яичко .-3 слова
Дед плачет - 2 слова
Курочка кудахчет-2 слова
Вос. Молодцы, ребята , справились с этим заданием!
А теперь мы поиграем с вами в игру «Живые слова».
( воспитатель вызывает 3-х детей).
Мы сейчас поиграем с вами с предложением « СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО». Воспитатель переставляет детей произвольно, а дети называют предложения, которые в результате этого получились:
Снесла курочка яичко.
Яичко снесла курочка.
Вос.Курочка яичко снесла.
На сказочной улице. Которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.
Дед баба мышка курочка
(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)
(На доске повесить таблицу-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно).
Вос. Ребята. Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой , в названии которого 3 слога и т. д.
(Дети расселяют на первом этаже-слово «ку-роч-ка»
На втором этаже –слова «ба-ба», «мыш-ка»,
А на третьем- слово «дед»).
Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА».
-Сколько слогов в этом слове?
Дети: 2 слога
Вос. А звуков?
Дети : 4 звука.
Вос . Фишками ( красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверте на доске.
Ребята, а вы хотите угодать имена дедушки и бабушки?
Дети: Да!
Вос . Попробуйте! ( воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки).
Карандаши-«к»
Очки-«о»
Лейка-«л»
Яблоко-«о» КОЛЯ
Мячь –«м»
Арбуз-«а»
Шар-«ш»
Автобус –«а» МАША
Вос. Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием!
А какими вы себе представляете героев сказки? ( дети описывают).
Дед-старый, высокий, худощавый...
Баба-старенькая, седая, добрая, приветливая...
Курочка-большая, рябая,пестрая...
Мышка- серенькая, маленькая, проворная...
А как по другому можно ласково заменить слово «баба»?
Дети :Бабушка, бабуличка...
Вос. А слово «дед»?
Дети :Дедушка, дедуся, дедуличка...
Вос . Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
«Покрутись, повертись
В детский садик возвратись».
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста