- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект логопедического фронтального занятия. Путешествие в зимний лес
Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи)
Тема: "Путешествие в зимний лес"
Разработала и провела: Мамонова Юлия Владимировна, учитель – логопед
Коррекционно-образовательные цели:
· Упражнять в подборе однокоренных слов, в образовании притяжательных прилагательных, в восстановлении деформированного слогового состава слова, в согласовании числительных с существительными, в составлении предложений с предлогами.
· Уточнять и расширять словарь по теме «Зима», «Дикие животные»;
· Закреплять представления о диких животных, их поведении зимой;
Коррекционно – развивающие цели:
· Развивать связную речь, слуховое внимание, зрительное и фонематическое восприятие, мышление, тонкую и общую моторику;
· Развивать координация речи и движения.
Коррекционно – воспитательные цели:
· Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
· Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материалы и оборудование:
· Мольберт, магниты
· Модули (пенёчки)
· Элементы декорирования (ёлочки, сугробы, снежинки)
· Нагрудные маски животных
· Конверт, звуковое письмо
· Иллюстрации – жилища животных
· Цифровые карточки
· Разрезные картинки
· Сюжетная иллюстрация – путаница в графическом изображении
· Домики для ласточки и бабочки
· Плоскостные фигурки ласточки и бабочки
· Силуэтные изображения бабочек
Ход занятия
I. Приветствие «Назови соседа ласково»
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Вы любите, когда к вам приходят гости? Я и все гости очень хотим познакомиться с вами. Только мне очень хочется, чтобы вы не сами нам представились, а о каждом рассказал бы его сосед. Давайте встанем в круг, и каждый из вас назовёт ласковым именем своего соседа справа.
II. Организационный момент.
- Когда я спешила к вам, у двери группы нашла письмо, которое адресовано дружным и смелым детям. Вы дружные? Смелые? Тогда это письмо точно вам. Давайте прочитаем:
Из зимнего леса вам пишем, друзья,
Нам здесь оставаться надолго нельзя!
На помощь кого-нибудь ждём мы давно –
Ведь сильные очень стоят зы-ро-мо!
- Ребята, вам понятно последнее слово? Попробуем произнести его по слогам, как бы поднимаясь вверх по лесенке: зы-ро-мо. А теперь сверху вниз: мо-ро-зы. Что получилось? Значит, в зимнем лесу кто-то замерзает и ждёт нашей помощи. Поспешим на помощь?
III. Двигательное упражнение «Тропинка».
- Пойдём в лес по заснеженной тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и мы потревожим, например, мышонка или ёжика. Ставьте руки на пояс, идём по тропинке, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.
-бочка –кочка-дочка-ночка-кочка-квочка-кочка-точка-почка-кочка-
Сколько кочек вы перешагнули?
IV. Подбор слов – признаков.
- Ну, вот мы и подошли с вами к лесу. Посмотрите, сколько снега вокруг. Где лежит снег? Лес как будто притаился. Давайте мы назовём с вами зимний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжайте: лес очень красивый. Ещё какой? (заснеженный, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный).
V. Отгадывание загадок.
- Очень красивый зимний лес, но вот кто - же в нём обитает, и кто звал нас на помощь? Никого не видно. А мы сейчас сами догадаемся, отгадав загадки:
1) Он большой и косолапый,
Говорят, сосёт он лапу.
Громко может он реветь,
Что это за зверь? (Медведь).
2) Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
3) День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк)
4) На сучке висит грибок.
Кто его повесить мог?
Я раздвину ельник мелкий,
Затаюсь – увижу … (белку).
5) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
- Ребята, а вы хотите сами превратиться в лесных зверей?
Вот вокруг нас зимний лес,
Полный тайн и чудес.
С вами мы уже не дети –
Все мы волки и медведи.
- Посмотрите, а вот и пенёчки на лесной полянке. Подходите ближе и сами выбирайте, в кого бы вы хотели превратиться.
(Дети надевают нагрудные маски и садятся на пенёчки).
VI. Упражнение «Кто где живёт?»
- Где же вы, зверята, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте.
Медведь залез в дупло.
Заяц спрятался в норе.
Белка забралась в логово.
Лиса спит в берлоге.
Волк притаился под кустом.
- Давайте ещё раз повторим, кто где живёт, глядя на мои картинки:
Где спит медведь? – Медведь спит в берлоге.
Какое маленькое слово ты употребил в своём ответе?
Откуда выглядывает лиса? – Лиса выглядывает из норы.
Где прячется заяц? – Заяц прячется под кустом.
Куда забрался волк? – Волк забрался в логово.
Куда прискакала белка? – Белка прискакала к дуплу.
После каждого ответа уточняется значение предлога.
VII. Упражнение «Зверята и ребята»
- Звери, так же как и люди, живут в своих домиках семьями, у них есть мамы, папы и детёныши. Давайте встанем вокруг нашей полянки и вместе назовём членов звериных семей. Те зверята, о ком пойдёт речь, выходят в круг и показывают его походкой и движениями.
1) По полянке скачет серенький зайчишка.
Весь дрожит от страха, видно он трусишка.
А за ним его ребята – длинноухие … (зайчата).
- Скажите мне зайцы, как называется ваша семья. Она чья? – заячья.
Как назвать папу? – заяц, маму? – зайчиха, а детёныша? – зайчонок.
Сколько детёнышей у зайчихи? (Показывается числовая карточка – 4) .- У зайчихи четыре зайчонка. - А если бы их было на одного больше? – У зайчихи пять зайчат.
2) Как зимой холодной волк по лесу рыщет,
Злой он и голодный здесь добычу ищет.
А за ним его ребята – острозубые … (волчата).
После каждого куплета называются члены семей и количество детёнышей в соответствии с числовой карточкой.
3) От дупла к макушке ловко скачет белка
И грызёт орешки на еловых ветках.
А за ней её ребята – в шубках рыженьких … (бельчата).
4) Вот идёт по лесу рыжая плутовка
И следы своим хвостом заметает ловко.
А за ней её ребята – длиннохвостые … (лисята).
5) Вот бредёт по лесу мишка косолапый,
После зимней спячки отморозил лапу.
А за ним его ребята – вперевалку … (медвежата).
VIII. Игра «Собери картинку».
- Собрались все звери снова лесной полянке (дети садятся на пенёчки) и стали вспоминать, как они весело встречали Новый год, а во время Новогоднего карнавала все поменялись своими мордами и хвостами. Новогодние праздники давно закончились, но животные никак не могут разобраться, где чьи уши и хвосты. Давайте-ка, ребята – зверята, всё вернём на свои места. Держите все по элементу какого-либо животного, подходите к столам, постарайтесь из элементов сложить портреты животных. (Дети объединяются в три группы и собирают картинки).
IX. Подвижная игра «Ушки, лапки и хвосты».
- Вот все морды и хвосты на месте, есть повод повеселиться. И мы с вами немного поиграем под весёлую музыку.
Лисьи ушки, лисий нос,
Лисьи лапки, лисий хвост.
(Дети «показывают» ушки, лапки, … в соответствии с текстом, один – в центре круга, остальные – по кругу. Аналогично изображаются заячьи, волчьи, медвежьи и т.д. лапки и хвосты).
X. Игра «Что перепутал художник?»
- Что-то я никак не пойму: все звери в лесу веселятся, играют и никто не мёрзнет. Кто же тогда звал нас на помощь? Может, эта картинка нам подскажет?
(Дети подходят к мольберту, на котором висит картинка – путаница «Кто спрятался в зимнем лесу?»).
- Ребята, постарайтесь отыскать животных, которые спрятались в зимнем лесу.
(Дети находят волка, зайца, белку, лису, бабочку и ласточку).
- Как вы думаете, кто же просил нас о помощи? – ласточка и бабочка.
Почему? (высказывания детей).
XI. Игра «Домики».
- Чем же мы можем им помочь? Посмотрите, на мольберете изображены домики, может, в них поселим теплолюбивых существ. А вот кто где будет жить, придётся определить вам самим. Догадайтесь по схемам, где чей домик. Почему?
(Над домиками схематичное изображение насекомого и птицы. Дети определяют и селят в соответствующие домики плоскостные фигурки ласточки и бабочки).
XII. Итог занятия.
- Вот, ребята, мы и помогли тем, кто нуждался в нашей помощи. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко:
Мы теперь - не белочки,
И уже – не зайчики,
Все мы снова – девочки
И, конечно, - мальчики.
Дети снимают маски.
- Вот мы снова оказались в детском саду. Но бабочка с ласточкой в благодарность за помощь подарили вам вот таких бабочек. Но они словно замёрзшие, неживые. А как их можно оживить? Сейчас вы вернётесь в свою группу, где обязательно найдёте волшебные фломастеры, карандаши, краски. Украсьте свою бабочку, как вам нравится. А потом поселите их у себя в группе, пусть они напоминают вам о сегодняшнем путешествии и о долгожданном лете среди холодной зимы.
Похожее по теме занятия логопеда в детском саду.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста