Татьяна Анатольевна Патурова
Конспект НОД по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с деятельностью художника-живописца
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с деятельностью художника-живописца.
Тема: «Картинная галерея»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Познакомить детей с профессией художника.
Задачи:
Обучающие:
• знакомить детей с творчеством художника – земляка Анатолием Николаевичем Разиным;
• формировать знания детей о труде художника, об орудиях его труда, о значимости его деятельности для общества;
• продолжать знакомить с жанрами живописи: натюрморт, пейзаж, портрет;
• познакомить с понятием «репродукция», «подлинник»;
Развивающие:
• развивать интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, способность чувствовать переданное художником настроение картины, умение соотносить увиденное на картине с личным опытом;
• обогатить словарь детей: живопись, жанр, натюрморт, пейзаж, портрет, холст, репродукция, подлинник, музей, картинная галерея;
• совершенствовать навыки рисования акварелью приемом – по сырому;
Воспитательные:
• воспитывать интерес к профессии художника, любовь к родному краю, гордость за мастерство художника-земляка;
• воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща.
Предварительная работа:
• беседы: «В мастерской художника», «О жанрах живописи», «О чем рассказала волшебная кисточка»;
• дидактические игры: «Цвет и форма», «Цвета», «Жанры живописи», «Составим пейзаж», «Составь натюрморт», «Холодно-тепло» (подобрать картины по цветовой гамме, «Убери лишнюю», «Портрет» (дать описательный рассказ друга);
• рисование, работа в уголке творчества;
• рассматривание иллюстраций, альбомов «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет», картин, фотографий;
• экскурсия в культурный центр «Берегиня».для посещение выставки картин А. Н. Разина
• Материал:
• репродукции картин художника А. Разина;
• карточки – пазлы к дидактической игре «Художник и его помощники»;
• карточки – схемы к дидактической игре «Смешивание красок»;
• материал к творческой работе «Будущие художники»: ватман, акварель, кисти, вода, губка, аудиозапись;
• веселые и грустные человечки, вырезанные из открыток.
Ход НОД:
Настрой на занятие - перед входом в изостудию дети встают в кружочек
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья
Очень рада видеть я
Вас сегодня у меня
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
Вступительная часть
Дети, отгадайте загадку. «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?» (Художник)
Правильно, это художник. Сегодня мы с вами посетим выставку картин нашего кстовского художника Анатолия Разина. Как по-другому можно назвать выставку картин? (Картинная галерея). Молодцы! Пожалуйста проходите в изостудию на картинную галерею. (Дети проходят в изостудию и встают перед репродукциями картин А. Разина).
Основная часть.
Дети, скажите, кого называют художником? (ответы детей)
Это люди, которые пишут картины, создают красивые вещи, рисунки в книгах, ваяют фигурки людей и животных из глины, придумывают узоры для фарфоровой и деревянной посуды, ткани, расписывают игрушки, мебель, придумывают новые формы зданий.
А для чего нужна профессия художника? (ответы детей)
Художники видят красивое в окружающей нас жизни: в природе, в предметах, человеке, в явлениях природы, и выражает эту красоту в своих произведениях. Они хотят сделать нашу жизнь прекраснее. Многие произведения художников учат добру, любви к Родине и к людям, к животным и растениям.
Замечательная профессия – художник! Стоит ему взять в руки лист бумаги или холст, краски и кисти и…. Ничего не было на белом листе и вдруг появились линии одна, другая, третья, кисть бежит по бумаге дальше, и дальше, и вдруг. появляется картина!
А как вы думаете, что может изобразить художник? (Все! Дом, природу, людей, животных, транспорт.) Правильно!
Послушайте стихотворение А. Адиля.
Белый лист бумаги взял художник в руки.
Чистый лист бумаги – столько и всего.
Кисточку и краски вынул он из сумки,
Кисточку и краски – больше ничего.
Посидел немного, будто над задачей,
И ушел тихонько, и унес с собой:
Улицу с домами, и со мной в придачу,
И кусочек неба – самый голубой.
Дети, сейчас мы узнаем, с помощью чего художник пишет свои картины?
Поиграем в игру «Художник и его помощники».
Перед вами на столе карточки – пазлы с изображенными на них инструментами, которые нужны в разных профессиях. Подумайте и выберите те, которые необходимы для художника. (Дети выполняют задание).
Молодцы, вы справились правильно, назовите помощников художника (холст, краски, кисти, палитра, карандаш, мольберт).
(Воспитатель обращает внимание детей на портрет и репродукции картин А. Разина). Дети, перед вами портрет и репродукции картин нашего земляка, кстовчанина, художника - живописца Анатолия Разина. Здесь, в детском саду мы рассматриваем не настоящие картины, репродукции, то есть копии картин. Картины, выполненные художником, называются подлинниками. Они хранятся в музеях и выставочных залах. Репродукции делают в типографиях в больших количествах и продаются в магазинах, где мы можем их купить и повесить дома или в детском саду. Мы ими любуемся, они украшают интерьер.
Анатолий Николаевич Разин - художник, хорошо известный в нашем городе. Он заслуженный работник культуры, автор более 500… картин и герба нашего любимого города Кстово, создатель единственной в городе изостудии и уважаемый учитель для нескольких поколений кстовских художников. Родился Анатолий Николаевич Разин в деревне Ханинеевка Гагинского района и прожил там до призыва в армию. Отец его был человеком творческим, руководил местным клубом и хорошо рисовал. Может быть, поэтому Анатолий Николаевич с детства впитал в себя дух творчества и любовь к живописи. После школы Анатолий был призван в армию и служил в известной Кантемировской дивизии. Не оставил он в армии и свое увлечение изобразительным искусством. С удовольствием посещал изостудию при местном Доме офицеров, развивал свои навыки рисования. Кроме того, в армии Анатолий стал активно заниматься спортом, успешно участвовал в соревнованиях по многоборью. Поэтому, когда по окончании службы встал вопрос - куда пойти учиться, будущий художник долго не мог выбрать между искусством и спортом. «И все же искусство меня перетянуло, и я решил поступать в Смоленский педагогический институт на изобразительно-графический факультет», - признавался Анатолий Николаевич.
По окончании института, получив профессию - преподаватель изобразительного искусства, он был направлен на работу в красивый поселок Знаменка Смоленской области, в местную школу. Именно там он организовал свою первую изостудию.
Однако со временем его потянуло в родные места. И Анатолий Николаевич поехал в Кстово, где жил его родной брат, да так здесь и остался.
Знания и опыт художника оказались востребованы, так как в Кстове было мало художников с высшим образованием. Поэтому когда в 1969 году при районном Доме культуры была открыта художественно-оформительская мастерская, Анатолию Николаевичу предложили ее возглавить.
«Каждый человек должен согреть душу в определенном месте, для художников такое место - изостудия», - с гордостью говорил Анатолий Николаевич.
В его картинах - душа русского народа.
Герои его полотен - искренние, близкие, родные - рабочие, крестьяне. И такие же родные - леса, поля, речки, деревеньки, засыпанные снегом, но утопающие в золоте зимнего солнца. В 1987 в Кстове он создает народную изостудию. в 1993 - центр народной культуры “Берегиня”. Сегодня здесь изучают не только живопись, но и множество народных ремесел. Возраст воспитанников от 5 до 70 лет! В небольшом здании проходят творческие встречи и выставки, в том числе учеников легендарного кстовского художника. Сюда приезжают гости со всей страны.
В художественной манере данный художник тяготеет к импрессионизму. В этом стиле Разиным написаны пейзажи, натюрморты и портреты, представленные на выставке.
Обратите внимание на картины художника. Скажите, что вы видите на них?
(Ответы детей)
Правильно, мы видим на картинах Анатолия Николаевича природу нашего родного края, красавицу реку Волгу с ее высокими берегами, голубые озёра с рублеными домами и церквями, амбарами и колодцами – журавлями.
Здесь прошли детские и юные годы художника, когда зарождается в душе человека любовь к родным избам и околицам, речным берегам и песчаным откосам. И где бы ты ни был, куда бы ты ни уезжал, память снова и снова будет возвращать к родным местам. Так и художник Анатолий Разин в своем творчестве постоянно обращается к образам родного края, его жителям.
Дети, скажите, какие жанры живописи вы видите среди этих картин? (Натюрморт, пейзаж, портрет).
Что такое натюрморт? (Картины, на которых художники изображают разные предметы: фрукты, овощи, посуду, цветы,грибы и другие предметы). Покажите эти картины.
Стихотворение А. Кушнер.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы разом, знай, что это - натюрморт.
Что такое пейзаж? (Картины, на которых художники изображают природу). Найдите картины с пейзажем.
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – пейзаж.
Что такое портрет? (Картины, на которых художники изображает человека). Выберите картины с портретом.
Если видишь, что с картины,
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется – портрет.
Ребята, а знаете, некоторые художники любят изображать только один жанр – пейзаж, другие – исторические картины, это батальный жанр, третьи – море, это маринисты. Но какие бы картины не писали художники, они приносят людям радость, делают нашу жизнь полнее и интереснее, побуждают в нас добрые чувства.
Физминутка:
Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
Ребята, назовите цвета, которые использовал художник в своих картинах. (Ответы детей). Цветовая гамма яркая, насыщенная или светлая? (Насыщенная, светлая).
Тона акварелей не ярки, они спокойны, как бы приглушены, но в тоже время светлы и чисты, как наша родная природа. Мазок кисти художника легок, воздушен и точен, акварель прозрачна.
Дети, а что делает художник для получения других цветов, оттенков, цветовой гаммы? (Смешивает цвета на палитре).
Я предлагаю вам помочь художнику в смешивании красок и поиграть в игру «Смешивание красок».
Перед вами карточки – схемы и кружки разных цветов. Вы должны в схему добавить кружки тех цветов, при смешивании которых получается тот цвет, который указан на карточке. (Дети выполняют задание).
Дети, обратите внимание на картину И. Разина «голубое озеро». Что вы видите на этой картине? (небольшое озеро, на берегу старые рубленные дома. Вода в озере чистая, зеркальная. Виден пологий берег, вдалеке - лес).
Как чай на блюдечке зелёном,
Средь поля озеро блестит,
Дыханьем тёплым водоёмным
Под солнцем утренним парит.
Вокруг пустынно и раздольно,
Лишь шум прибрежных камышей
Покой встревожит тот невольно,
Да с гор примчавшийся ручей. (Валерий Недюдин)
Какое время года изображено на картине? (Осень).
Какую погоду изобразил художник на этой картине и какое время суток? (Художник изобразил день и ясную погоду, на горизонте появились густые облака)
Как вы догадались? (На воде мы видим отражение деревьев, значит светит солнце).
Какое настроение вызывает эта картина и почему? (Веселое, радостное, потому что художник использовал яркие краски.)
Правильно, но эти яркие краски акварели кажутся нам размытыми, прозрачными.
Найдите картины, которые вызывают у вас грустное настроение. Объясните почему. (Дети находят картины. Эти картины вызывают грусть, потому что художник использовал темные краски.)
Рассмотрев картину, мы убедились, какую роль в картине играет цвет. С помощью его художник передает время года, время суток, свое настроение.
Ребята, а вы любите рисовать? Я предлагаю превратиться в настоящих художников и нарисовать одну общую картину – пейзаж с рекой. А чтобы получилось, как у художника Анатолия Разина, мы будем рисовать приемом по сырому. Цвета получатся размытые, прозрачные. Возьмите все необходимое для работы, распределите, кто что будет рисовать. Рисуйте дружно, сообща. Но перед работой приготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Родная земля!»
(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)
Холмы, перелески, (правой рукой)
Луга и поля —
Родная, зелёная (левой рукой)
Наша земля.
Земля, где я сделал (правой рукой)
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то (левой рукой)
К развилке дорог.
И понял, что это (правой рукой)
Раздолье полей —
Частица великой (левой рукой)
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
(Дети готовят себе рабочее место для рисования, и под спокойную музыку начинают рисовать). Творческая работа.
(По окончанию творческой работы, дети дают название своей картине).
Заключительная часть.
Дети, где мы сегодня с вами побывали? (На картинной галерее)
Картины какого художника мы рассматривали? (Художника – живописца, нашего земляка Анатолия Николаевича Разина).
О какой профессии говорили на занятии? (О профессии художника).
Нужна ли людям профессия художника? (Нужна. Художники видят красивое в окружающей нас жизни и выражает эту красоту в своих произведениях. Они хотят сделать нашу жизнь прекраснее.)
Мы, кстовчане, гордимся мастерством нашего земляка, художника А. Н. Разина и благодарим его за ту радость и свет, которые несут людям его чудесные картины, за то, что любой житель нашей страны увидит в его картинах красивейший и любимый город Кстово, научится видеть и понимать красоту, станет добрее.
Дети, я предлагаю вам выбрать человечков: веселого – если понравилось занятие и грустного – если не понравилась. И объяснить свой выбор.
Ребята, вы все большие молодцы! На этом наше занятие заканчивается. А эти необычные человечки вам будут напоминать о нем.