Получи документы

Интегрированное взаимодействие воспитателя с детьми подготовительной к школе группы.

article1569.jpg

Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира.

Конспект составлен совместно с воспитателем МДОУ № 108 Вавилкиной Светланой Аркадьевной.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация».

Программное содержание:

  • - Уточнять и расширять знания об окружающем мире. Через разные виды деятельности формировать обобщённое представление о деревьях сибирского края, особенностях внешнего вида. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
  • - Учить детей вырезать силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, делающие образ выразительным (елка, сосна, берёза и т.п.).
  • - Познакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления – прорезным декором. Совершенствовать аппликативную технику (вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое). Развивать композиционные умения.
  • - Совершенствовать навыки разделения на мини-группы, используя приёмы социоигровой педагогики. Продолжать формирование совместной изобразительной деятельности детей – умение распределять работу между собой, договариваться об общей композиции. Создавать психологический климат доверия и устанавливать партнёрские отношения между детьми.

Предварительная работа: Рассматривание деревьев на прогулке. Рассматривание изображений деревьев (репродукций, художественных открыток, слайдов и т.п.). Рисование деревьев по представлению с передачей характерных особенностей («Деревья на участке детского сада»). Чтение художественной литературы.

Активизация словаря: крона, ельник, смешанный лес, ярус, техника прорезного декора.

Скачать презентацию к занятию


 

Ход занятия:

Воспитатель. Вот и подходит к концу последний месяц зимы. Скоро наступит весна, земля проснётся и сбросит с себя белоснежное пуховое покрывало. Достану-ка я наш ковёр-самолёт…

Хочется ещё раз полюбоваться великолепными зимними пейзажами. Кто хочет со мной – присоединяйтесь. Места на ковре-самолёте хватит всем, но садиться на него мы будем необычным способом, с помощью игры «Замри».

Игра «Замри»

Воспитатель говорит детям: «Сколько пальцев я подниму, столько детей и садится на ковёр». Поворачивается к ним спиной и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев (3, 5, 9). Затем произносит: «Раз, два, три, замри!» На ковре должно стоять столько детей, сколько пальцев было предъявлено.

Воспитатель. Садитесь поудобнее. А для меня местечко найдётся? Давайте возьмёмся за руки (?). Полетели!!!

(На экране появляются изображения зимнего леса, в частности – берёзовой рощи).

Воспитатель. Ой, ребята, смотрите, какая красота! Мы пролетаем прямо над заснеженным лесом. Какие деревья растут в нём? (Берёзы). А как, по-вашему, называется лес, в котором растут только берёзы? (Берёзовая роща). Посмотрите, берёзки как будто нарядились в зимние одежды и любуются друг другом. Прямо как в стихотворении С. Есенина «Белая берёза», помните?

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежной бахромой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

(На экране – фото елового леса).

Воспитатель. О, а это уже совсем другой лес. Как же он называется? (Предположения детей). Лес, в котором произрастают ели, называется ельник. Наверно, именно про такой ельник писал когда-то И. Бунин:

Густой, зелёный ельник у дороги,

Глубокие, пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога…

(На экране – фото соснового бора).

Воспитатель. А если в лесу растут только сосны, то это…? (Сосновый бор). Как раз над ним мы сейчас и пролетаем. Обратите внимание, как величавы сосны в своём великолепии! На ум приходят строки из С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

 

(На экране – фото смешанного леса).

Воспитатель. А в этом лесу мы можем увидеть и лиственные, и хвойные деревья. Как бы вы назвали такой лес? (Ответы детей). Такой лес, ребята, называется смешанным.

Как же прекрасен лес зимой, не правда ли? Особенно тогда, когда наряжается в белоснежный наряд из инея и пушистого снега. А что, если нам спуститься вниз и рассмотреть деревья поближе, полюбоваться ими? Ведь деревья также неповторимы, как и люди – у каждого свой облик и характер, своё настроение. Ну как, согласны? Тогда готовимся к посадке.

(Ковёр-самолёт «приземляется», воспитатель и дети «выходят на поляну»).

Воспитатель просит детей рассмотреть деревья, растущие в смешанном лесу, сравнить их, описать точными словами.

(На экране поочерёдно появляются изображения сосны, ели, берёзы).

- У сосны ствол высокий и ровный, как корабельная мачта, ветви размещаются высоко, почти у макушки, раскинуты в стороны, как руки

- У ели ветки размещены по всему стволу: у макушки короче, книзу всё длиннее и длиннее, мягко спускаются вниз ярусами

- У берёзы ствол белый и высокий, ветки тонкие, изогнутые, длинные, свисающие

 

Воспитатель. Когда вы видите дерево днём, то узнаёте его по разным признакам. Одни узнают знакомое дерево по цвету ствола, например, берёзу; другое дерево – по форме листьев, например, осину. Поздно вечером, когда совсем темно, мы можем увидеть лишь силуэты деревьев. Вот такие (демонстрация слайда). В темноте не видно ни цвета стволов, ни цвета и формы листьев. Скажите, что это за деревья перед вами? (Берёза, сосна, ель, осина). Узнать, правильно ли мы угадали деревья по силуэту, мы сможем, открыв волшебный сундучок.

Пальчиковая игра «Замок»

Воспитатель спрашивает, как дети узнали берёзу, сосну и ель. Обобщает их высказывания:

- Ель вы узнали по кроне. Ель похожа на пирамидку. От острой верхушки она постепенно расширяется книзу. Ветки ели доходят до самой земли

- Крона берёзы вам тоже знакома. Она полупрозрачная, напоминает удлинённый треугольник

- Сосну можно узнать по высокому и ровному стволу и раскидистым ветвям.

 

Воспитатель. Предлагаю немного поразмяться. Поиграем в игру «Где мы были…» Разделитесь, пожалуйста, на 3 компании, выберите посыльных. Для них на столике лежат конверты с заданиями.

(В конвертах – картины с изображением лиственного, хвойного и смешанного лесов. Задание компаниям – изобразить с помощью жестов, пантомимы лес, изображённый на картинке).

Воспитатель. Ну что ж, нам пора возвращаться. Занимайте места на ковре-самолёте. Полетели!!!

Что-то похолодало. Знаете, ребята, где-то здесь, недалеко, есть мастерская художника. Давайте заглянем туда. Вон, кажется, она виднеется среди деревьев.

(Дети с воспитателем «входят» в мастерскую художника, на слайде – картины в рамках, выполненные в чёрно-белых тонах).

Воспитатель. Художник для своей выставки отобрал несколько работ, на которых изобразил зимний лес в тёмное время суток. Однако среди этих пейзажей я вижу один, который нарисовал не художник, а его друг Незнайка. Попробуйте найти этот пейзаж.

(Дети находят картину, на которой деревья на переднем плане низкие, а на заднем – высокие).

Воспитатель. Действительно, Незнайка перепутал и изобразил на переднем плане, вблизи низкие деревья, а на заднем плане, вдали высокие. А вот и сам Незнайка! (на слайде). Выходи, не прячься! Ребята, а давайте пригласим Незнайку в нашу мастерскую.

(Дети с воспитателем возвращаются в д/с на ковре-самолёте).

Воспитатель. Мне кажется, вы уже догадались, чем мы с вами будем сегодня заниматься в нашей творческой мастерской. Мы попробуем изобразить зимний лес в тёмное время суток. А выполнять работу мы будем с помощью уже знакомой нам техники «рисование ножницами». Скажите, а как можно вырезать кудрявые деревья, такие как берёза, осина? (Ответы детей). Вырезать силуэты деревьев можно по-разному: нарисовать силуэт на листе и вырезать его (показывает), а можно сложить бумагу пополам и вырезать на глаз. Хотите, покажу, как это делается? Тогда подходите ко мне поближе.

Я беру лист бумаги белого цвета, складываю пополам, держу за сгиб и вырезаю так, как будто рисую ножницами половинку берёзки.

(Разворачивает, демонстрирует силуэт берёзы).

Воспитатель. Ну как, нравится? Сейчас я попробую для передачи серебряной лёгкой кроны применить новую для вас технику – технику прорезного декора – и попытаюсь вырезать крону как ажурную снежинку. Смотрите, я сделала несколько прорезей - веточек на сгибе (разворачивает). Какой силуэт вам нравится больше? Почему? (Видны ветви, дерево больше похоже на настоящее, выглядит нежнее, изящнее, красивее).

(Воспитатель обращает внимание детей на экран).

Воспитатель. Посмотрите, ребята, а Незнайка уже догадался, как можно вырезать силуэты сосны и ели.

(На экране варианты форм деревьев – целые и половинки для наглядного ориентира).

Воспитатель. Вы можете предварительно нарисовать половинки деревьев карандашом и затем вырезать их по нарисованному контуру. Я предлагаю вам вновь поработать в компаниях. А разделиться нам поможет игра «Собери дерево».

(Дети делятся на компании).

Воспитатель. Посоветуйтесь в своих компаниях, какой лес вы будете изображать – хвойный, лиственный или смешанный; бумага какого размера вам понадобится для этого, а также не забудьте выбрать подходящий фон для аппликации. Здесь, на столе, вы сможете взять всё необходимое для работы.

(Дети приступают к работе, в процессе которой воспитатель напоминает детям о «волшебной шкатулке» - в ней хранятся вырезанные вами ранее силуэты облаков, тропинок, изображение дальнего леса в виде волнистой полосы у горизонта, сугробы и т.п., выполненные в технике «рисования ножницами». После того, как дети вырежут силуэты деревьев, воспитатель обращает их внимание на экран).

Воспитатель. Ребята, мне кажется, Незнайке требуется ваша помощь. Что вы можете посоветовать ему, прежде чем он приступит к наклеиванию?

(Дети советуют Незнайке не сразу приступать к наклеиванию силуэтов, а попробовать разложить их на листе по-разному, в нескольких вариантах и выбрать лучший, а воспитатель напоминает ему и детям, что деревья можно расположить группами и отдельно, ближе и дальше).

Воспитатель. А Незнайка, ребята, тоже хочет дать вам один совет. Хотите узнать, какой? В аппликации всегда сначала наклеиваются дальние предметы, а потом те, которые расположены ближе. Запомнили? Спасибо, Незнайка!

(Дети приступают к работе).

В конце занятия дети размещают работы на импровизированном вернисаже, после чего начинают «путешествовать» от одной работы к другой. Дети рассказывают, как распределили работу между собой, как расположили деревья, кусты и далёкий лес и т.п. Ребята передают свои пейзажи Незнайке для того, чтобы он разместил их в галерее художника.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД