Папки-передвижки

Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.

К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями - дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.

Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т.д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок (город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.

Воспитывать любовь к родному дому, уважение следует с дошкольного детства. Однако некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому - врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется. Поэтому на помощь родителям должны прийти педагоги дошкольных образовательных учреждений, которые на практике сталкиваются с противоречием между необходимостью формирования у дошкольников положительно насыщенного образа родного дома в условиях ДОУ, с одной стороны, и недостаточной разработанностью соответствующих методик – с другой.

Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:

-само здание, стены и крыша над головой,

-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.

-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа),

-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло),

-своё личное пространство.

 

А под положительно насыщенным образом родного дома, что является темой данного выступления, мы понимаем: положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей, часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом доме.

Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:

1.Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.

2.Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.

3.Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.

4.Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.

 

Направления работы по реализации проекта «Родной дом»:

Семья. родословная

Цели и задачи: Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, её составе, близких родственниках. Формировать интерес к истории семьи и дома.

Пути достижения цели: рассматривание и обсуждение семейных фотографий. Рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы». Беседы на темы: «Мои близкие», «Самые дорогие люди». Изготовление сувениров и подарков для членов семьи. Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семей. Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «На кого я похож?».

Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «Моя семья», «Дочки-матери».Просмотр мультфильма «Морозко», чтение сказки «Хаврошечка». Изготовление с привлечением родителей родословной или генеалогического древа семьи.

Дом

Цели и задачи: Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять знания детей о родном доме, адресе. Знакомить с поговорками о доме, о семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.

Пути достижения цели: Беседы на темы: «Дом, в котором мы живём», «Моя комната», «Почему я люблю свой дом». Рисование на тему «Мой дом». Обсуждение ситуаций: «Чтобы в доме стало веселей», «Мой игровой уголок».

Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «Дом», «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры- драматизации: «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка» «Лиса и заяц». Конструктивная игра «Дом моей мечты».

Трудовая деятельность детей на благо дома и семьи

Цели и задачи: Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок, отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье, труду людей.

Пути достижения цели: Беседы о пользе домашнего труда на темы: «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Организация общественно полезного труда детей в группе( полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т.д.)

Формы и методы закрепления знаний: «Польза добрых дел» (посильная помощь родителям в домашнем бытовом труде). С/р игра «Дом», чтение сказки «Федорино горе».Викторина (по пословицам, стихотворениям и поговоркам о доме, семье и труде) с привлечением родителей.

Творческая деятельность ребёнка, направленная на украшение родного дома

Цели и задачи: Культивировать желание проявлять творчество при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать чувство гордости за членов свей семьи и их достижения.

Пути достижения цели: Беседы на темы: «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой дом». Рисование на тему «Укрась свой дом». Изготовление сувениров для украшения своей комнаты.

Формы и методы закрепления знаний: Выставка рисунков, конкурс поделок для украшения дома. Выставка творческих работ родителей. Проведение праздничного вечера с привлечением родителей «Добрых рук мастера» (представление семейной газеты, сладкого блюда, приготовленного членами семьи, творческих работ родителей и т.д.)

Семейные праздники и традиции

Цели и задачи: Познакомить с культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград.

Пути достижения цели: Беседы на темы: «Выходной в нашей семье», «Семейные праздники». Разучивание и исполнение песен на праздничные темы. «Уроки вежливости» ( учатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях)

Формы и методы закрепления знаний: С/р игры: «День рождения мамы», «Папин праздник». Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон». Праздничный утренник «Папа, мама, я – спортивная семья»

По этим же направлениям должна вестись и работа родителей.

Использованная литература:

Дошкольное воспитание №9, 2009 г.

Дошкольное воспитание №3, 2009 г.

Ребенок в детском саду №5, 2005 г.

Ребенок в детском саду №2,2009 г.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД