- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях.
Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях.
Гудкова А.П., руководитель физического воспитания ГДОУ-детский сад № 32, г. Санкт-Петербург
На протяжении ряда лет многие специалисты изучали проблему подготовки детей к обучению в школе и роли физической культуры в этом процессе. Как педагогов, так и медицинских работников волнует ухудшение здоровья детей при переходе к систематическому обучению. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики.
Исследования показывают, что современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированностью двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто выражены у детей с нарушением речи и сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям надо учиться, то от качества речи ребёнка зависит его обучение. Использование различных коррекционных упражнений в разных видах физкультурных занятий (в том числе интегрированные) помогают детям преодолевать речевое нарушение — это является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. Коррекционные упражнения направлены на развитие речевого и физиологического дыхания, развитие ручной моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представления об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех выше названных факторов коррекционные упражнения способствуют развитию речи, что особенно ценно для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
К коррекционным упражнениям относятся:
-
Упражнения на развитие дыхания. Они помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включается материал произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звука А-А-А-А или слоги Да-Да это способствует чёткой дикции.
-
Упражнения на мелкую моторику, которые развивают координацию движения пальцев и согласованные движения руки и речи. Например: пальчиковая гимнастика.
-
Упражнения на развитие общих движений. На занятиях используются упражнения под музыку, танцевальные движения. Эти упражнения вырабатывают умения владеть своим телом, укрепляют мышцы, развивают чувства ритма.
-
Подвижные игры с речевым сопровождением. Эти игры позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память. Также игры с речевым сопровождением помогают детям автоматизировать звуки в тексте.
-
Психогимнастические упражнения.
-
Дидактические игры на занятиях. Эти игры направлены на закрепление материала об окружающем мире; на развитие фонематического слуха, развитие фонематических представлений, развитие грамматического строя, закрепление счета (количественного, порядкового, обратного).
-
Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Эти упражнения способствуют развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи. У которых образование глагольных форм вызывает определённые трудности.
-
Упражнения на развитие фонематического слуха. Например: педагог предлагает детям залезть на гимнастическую лестницу или щит, взять из ведёрка картинку, назвать её и определить заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребёнок кладёт картинку в определённое место. Или в заключительной части занятия педагог предлагает детям взять красный и зелёный кружок. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять зелёный кружок, если нет — красный.
-
Игры с мячом:
- Игры с мячом отвлекаю внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Развивают общую мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулирую силы и точность движений.
- Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — лёгких, сердце, улучшает обмен веществ.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста