- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Публичный доклад ДОУ № 26 «Колосок» г. Мичуринска
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
по итогам деятельности в 2010-2011 учебном году
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» города Мичуринска Тамбовской области
1. Общая характеристика МДОУ и условия его функционирования.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок» построено и введено в строй в 1976 году. На основании постановления главы администрации № 309 от 10 апреля 2009 года было передано на баланс городского отдела народного образования. ДОУ зарегистрировано как муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26 «Колосок». Расположено по адресу: 393773, Тамбовская область, город Мичуринск, улица Липецкое шоссе, д.66 «А».
Дошкольное учреждение проходило экспертизу образовательной деятельности: государственную аккредитацию и лицензирование. Право МДОУ Д/с № 26 «Колосок» на ведение образовательной деятельности определено лицензией (приказ № 1981 от 28.06.2010 г.) на срок 6 лет до 28.06.2016 г., свидетельством о государственной аккредитации серия АА № 120849 от 04.04.2008 года. Дошкольное учреждение является детским садом 2 категории.
Деятельность МДОУ осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней, а также локальными актами МДОУ.
Дошкольное учреждение расположено внутри жилого микрорайона в типовом двухэтажном здании, по набору и площадям, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам. Участок огражден, благоустроен, озеленен. Игровая зона состоит из девяти игровых площадок.
Социальное окружение МДОУ: МДОУ Д/с № 29 «Журавушка», ДК «Авангард», ОАОЗАО «Прогресс».
Режим работы МДОУ: пятидневный с двенадцатичасовым пребыванием воспитанников в детском саду - 6.30. – 18.30.
Руководство деятельностью МДОУ осуществляет:
- заведующий МДОУ – Денисова Лидия Алексеевна, Почетный работник общего образования;
- заместитель заведующего по ВМР – Вострикова Светлана Юрьевна.
МДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе воспитанников с недостатками в развитии речи, оказание помощи семье в воспитании детей.
Приоритетными направлениями деятельности являются:
- интеллектуальное;
- художественно-эстетическое;
- нравственно-патриотическое;
- социально-нравственное.
В МДОУ функционируют логопедические группы, осуществляют деятельность 4 учителя-логопеда.
2. Состав воспитанников МДОУ.
Проектная мощность МДОУ – 280 мест, фактическая наполняемость – 282 воспитанника. Одно из групповых помещений перепрофилировано под физкультурный зал. В МДОУ функционирует 12 групп:
- первая младшая группа (2 - 3 года) – 3 группы (50 детей);
- вторая младшая группа (3 - 4 года) – 3 группы (70 детей);
- средняя группа (4 – 5 лет) – 2 группы (54 ребенка);
- старшая группа (5 – 6 лет) – 2 логопедические группы (50 детей);
- подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) – 2 логопедические группы (58 детей);
3. Структура управления МДОУ.
В МДОУ созданы необходимые условия для оптимального функционирования и развития. Управление детским садом осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законом Тамбовской области «Об образовании», Уставом ДОУ. Образовательная деятельность регламентируется «Программой развития» и «Образовательной программой», учебным и годовым планом, учебно-календарным графиком.
Администрация МДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностными инструкциями.
Формами самоуправления учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления, являются:
- общее собрание трудового коллектива детского сада;
- педагогический совет;
- родительский комитет.
В дошкольном учреждении соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина:
- имеется номенклатура дел;
- регистрируется входящая и исходящая документация;
- осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций);
- распределены обязанности между руководителями;
- ведутся данные об инвентаризации материальных ценностей.
Определены уровни выхода информации и принятия решений по результатам:
- оперативные административные совещания;
- советы педагогов;
- приказы и распоряжения заведующего МДОУ;
- родительский комитет.
В дошкольном учреждении имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность:
· Устав;
· Договор с учредителем;
· Договоры между родителями (законными представителями) и МДОУ;
· Договор о сотрудничестве с МГПИ;
· Договор о сотрудничестве с МСОШ № 15;
· Договор о сотрудничестве с АНО ФК «Темп»;
· Договор о сотрудничестве с библиотекой № 6;
· Договор о сотрудничестве с ДК «Авангард»
Документация ведется в соответствии с номенклатурой дел. В МДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
4. Выполнение годовых задач МДОУ.
Педагогический коллектив на 2009-2010 учебный год поставил перед собой следующие задачи:
- Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности;
- Здоровьесберегающая среда ДОУ как фактор успешной подготовки дошкольников к обучению в школе;
- Формирование социальной компетентности дошкольника;
- Формирование системы деятельности педагогического коллектива по развитию творческих способностей дошкольника.
Поставленные задачи были выполнены оптимально, запланированные мероприятия проведены.
Годовая задача
Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности
Мероприятия
Педагогический совет:
«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольника»
Результаты: Разработаны программа и план кружка «Юный исследователь»
Открытый показ:
«Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал экологической культуры старшего дошкольника»
Результаты: Разработана картотека интеллектуальных игр
Тематическая проверка:
«Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации процесса экспериментальной деятельности»
Результаты: По результатам: работа в старших группах признана проведенной на хорошем уровне
Консультация:«Познавательные занятия с элементами экспериментирования»
Результаты: Разработаны конспекты занятий
Конкурсы, выставки:
«Слайдовая презентация образовательной направленности»;
«Экологическая акция «Мир вокруг нас»
Результаты: Высокий уровень активности педагогов, воспитанников, родителей. Разработка положений
Работа с родителями:
Семинар «Экологические игры, экспериментирование в домашних условиях»
Результаты: Проведение совместной акции «Лучший скворечник»
Годовая задача
Здоровьесберегающая среда ДОУ как фактор успешной подготовки дошкольников к обучению в школе
Мероприятия
Педагогический совет:
«Формирование здоровьесберегающей среды ДОУ для успешной подготовки к обучению в школе»
Результаты: Разработано тематическое планирования для коррекционных групп
Открытый показ:
«Взаимодействие педагогов коррекционных групп в целях успешной подготовки дошкольника к обучению в школе»
Результаты: Проведены мастер-классы. Разработаны консультации, планы работ воспитателей с учителями-логопедами
Тематическая проверка: «Готовность детей к обучению в школе»
Результаты: По результатам: работа признана проведенной на высоком уровне
Консультация:
«Мотивационная готовность к школьному обучению»
«Организация прогулки: охрана здоровья ребенка»
Результаты: Пополнена картотека игр для гиперподвижных детей
Конкурсы, выставки:
«Лучший физкультурный уголок»
Результаты: Разработка положений
Работа с родителями:
Семинар «Психологическое сопровождение процесса подготовки детей к систематическому школьному обучению»
Результаты: Проведение консультации специалистами ДОУ
Годовая задача
Формирование социальной компетентности дошкольника
Мероприятия
Педагогический совет:
«Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников
Результаты: Разработан план работы по социальному развитию на 2011-12 уч.г.
Открытый показ:
«Приобщение дошкольника к русской национальной культуре – начальный этап нравственного воспитания дошкольника»
Результаты: Проведены мастер-классы, проведены заседания ТОП «Истоки»
Тематическая проверка: «Формирование основ нравственности, патриотизма»
Результаты: По результатам: работа признана проведенной на высоком уровне
Консультация:
«Подвижная игра как средство формирования социального здоровья»
Результаты: В группах пополнены картотеки игр
Конкурсы, выставки:
«Моя родословная»
Результаты: Высокая активность родителей, воспитанников
Работа с родителями:
Групповые собрания по данной тематике
Результаты: Показ открытых занятий
Годовая задача
Формирование системы деятельности педагогического коллектива по развитию творческих способностей дошкольника.
Мероприятия
Открытый показ:
«Развитие детской одаренности»
Результаты: Для ГПО «Эстетическое развитие дошкольников»
Экспериментальная площадка:
«Педагогическая модель художественно-эстетического образования в ДОУ»
Результаты: Подана заявка
Консультация:
«Обогащение эмоционального опыта дошкольника»
Результаты: Разработаны методические рекомендации для диагностики творческих способностей
Конкурсы, выставки:
«Рождественская сказка»
Результаты: Высокая активность
Разработка положений, размещение на ТамбовВики
Функционирование коллектива в инновационном режиме побуждает к совершенствованию методической службы.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Методическая служба призвана обеспечить:
- достижение воспитанниками установленных государственным образовательных стандартов;
- построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
Структура методслужбы закрепляется приказом заведующего, а деятельность регламентируется Положением. Методическая служба дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность по трем уровням: ДОУ, муниципальный, областной.
На уровне ДОУ.
В структуру методической службы входят:
- Творческие объединения педагогов.
- ПМПк;
- Служба мониторинга качества образования;
- Методический кабинет.
Творческие объединения педагогов. В ДОУ существует 5 творческих объединений педагогов («ТОП-педагоги», «Искусство», «Школа молодого педагога», «В школу с радостью», «Истоки»). Каждое творческое объединение имеет Положение, план работы на учебный год. Ведутся книги протоколов заседаний, анализ результативности деятельности. Современные требования к образованию требуют расширения количества творческих объединений педагогов. В следующем учебном году планируется создание ТОП «Здоровье ребенка», «Экологические ступеньки», «Первые шаги».
Психолого-медико-педагогический консилиум. В нашем детском саду до 60 % от всех детей составляют дети с ФФНР, функционируют 4 логопедические группы. Профессиональную деятельность ведут 4 учителя-логопеда. Для оказания своевременной помощи детям создан ПМПк, целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения ребенка. ДОУ имеет договор с ПМПК города. Ежегодно специалисты ПМПК обследуют детей, ставят диагноза, дают заключения. Результаты работы ПМПк, учителей – логопедов положительны. Дети, у которых остались нарушения речи, как правило, имеют органические нарушения. нарушения. Учителя-логопеды дают рекомендации продолжения занятий в школе, передают результаты о своей работе, отслеживают развитие детей.
Диаграмма уровня нарушений речи у выпускников групп ФФНР
2009 год – 94 % чистая речь;
2010 год – 95 %;
2011 год – 96 %
Служба мониторинга качества образования. Деятельность данной службы осуществляется в соответствии с Положением о педагогическом мониторинге, планом проведения контрольных и диагностических мероприятий. В МДОУ осуществляется механизм прогнозирования и планирования деятельности с учетом перспективы развития. Регулярно разрабатываются годовой, учебный, перспективный и календарные планы работы с детьми и учреждения. По запланированным мероприятиям проводится анализ и отчетность исполнителей, что способствует их четкому исполнению.
В МДОУ осуществляется мониторинг организации воспитательно-образовательного процесса, контрольно-аналитическая деятельность. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. Осуществляются следующие виды контроля: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный, выборочный. Разработан круг вопросов для систематического контроля, разработаны различные таблицы контроля, определены оценочные критерии, имеются аналитические итоговые справки. Контрольные мероприятия осуществляют заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагоги творческого объединения. Контроль, проводимый в дошкольном учреждений систематический.
В МДОУ созданы портфолио педагогов, систематически проводится диагностическое исследование «Профессионально-педагогическая компетентность», «Возможности и затруднения педагогов». Проблема получения квалификационной категории актуальна в ДОУ, постоянно ищем варианты и способы ее решения. Передо ДОУ стоит задача создания комфортных условий для подготовки педагогов к аттестации (осведомленность о процедуре, обучение проектной деятельности, оформление необходимой документации и др.).
Методический кабинет. Формирует информационную подсистему методической службы ДОУ. Систематически оформляются и обновляются аттестационный и информационный стенды. В методическом кабинете имеются папки по основным направлениям «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, собран материал передового педагогического опыта, проектной деятельности воспитанников и педагогов, картотеки, фонотека и видеотеки. Вся документация ДОУ размещена на бумажных и электронных носителях. Постоянно проводится подписка на периодические издания «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Справочник старшего воспитателя», «Логопед», «Музыкальный руководитель» и др., приобретается методическая литература.
5. Содержание и результаты воспитательно-образовательного процесса в МДОУ.
В 2010-2011 учебном году дошкольное учреждение приняло реализацию программу развития на 2010-2015 гг. и примерная общеобразовательная программа. При разработке примерной общеобразовательной программы учитывались новые ФГТ. Цели и задачи, поставленные предыдущими программами были успешно реализованы, подведены итоги работы.
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляет воспитание, обучение, развитие, оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Основные задачи воспитательно-образовательного процесса:
· Здоровьсберегающие технологии;
· Реализация вариативного, развивающего принципа обучения;
· Личностное развитие воспитанников на основе его способностей и интересов;
· Реализация педагогического сотрудничества;
· Раннее выявление и своевременная коррекция нарушения в развитии ребенка;
· Внедрение инновационных форм обучения.
Система обучения комплексная, построенная на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей, подразумевающего общение ребенка и педагога на равных. В центре внимания – личность ребенка, ее самобытность, самоценность, забота о его гармоничном развитии в дружелюбной атмосфере, располагающей к раскрытию способностей и реализации себя в различных вилах деятельности. Само понятие «учебно-воспитательный процесс» претерпело изменение. От педагогики информационной, дающий детям знания, дошкольное учреждение перешло к педагогике смысловой, которая помогает узнать и создать образ окружающего мира, легко ориентироваться в нем. В дошкольном учреждении воспитательно-образовательный процесс направлен на расширение возможностей развития личности.
6. Образовательная деятельность МДОУ.
Выполнению образовательных задач способствует сбалансированное использование основной и дополнительных программ дошкольного образования. В МДОУ реализуются:
основная комплексная программа дошкольного образования – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой;
дополнительные программы –
- «Программа воспитания и обучения детей с ФФН» под редакцией Т.Б.Филичевой;
- «Гармония развития» под редакцией Д.И.Воробьевой;
- «Приобщение к истокам русской национальной культуры» под редакцией О.А.Князевой;
- «Ритмическая мозаика» под редакцией А.Бурениной;
- «Наш дом – природа» под редакцией Н.А.Рыжовой
Рабочие программы, разработанные педагогами –
- «Развитие познавательно-речевых способностей младших дошкольников» (разработчик: Бортникова Е.Е.);
- «Экологические ступеньки» (разработчик: Каширская В.А.);
- «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (разработчик: Красницкая О.М., Дроженко Т.В.);
- «Мир цвета, мир звука, мир пластики, мир мысли» (разработчик: Вострикова С.Ю.);
- «Развитие логического мышления старшего дошкольника» (разработчик: Вострикова С.Ю.);
- «Развивающие игры и интеллектуальное развитие младшего дошкольника» (разработчик: Сироткина Ю.Н.);
- «Формы и приемы, используемые в работе с детьми с ФФН» (разработчик: Мойса Т.Н., Кузьмина Т.В.);
- «Занимательная геометрия» (разработчик: Зюзя В.Б.)
В группах № 9, № 12, № 11, № 4 функционируют кружки:
- «Фантазия природы» (руководитель: Бортникова Е.Е.).
Цель – повышение познавательной активности через наблюдения на целевых прогулках;
- «Творим, выдумываем, сочиняем» (руководитель: Никишина Л.В.). Цель – активизация словесного творчества, речевое развитие;
- «Родничок» (руководитель: Красницкая О.М.).
Цель – нравственно-патриотическое воспитание, развитие творческих способностей;
- «Творец Красоты» (руководитель: Дедловская Т.Н.).
Цель: формирование базисных основ личности, развитие творческих способностей, выявление одаренности;
- «Дело мастера боится» (руководитель: Митрохина Т.А.).
Цель: нравственно-патриотическое воспитание; активизация познавательных и творческих способностей;
- «Юный исследователь» (руководитель: Слегкина Т.А.).
Цель – развитие любознательности, общей эрудиции; исследовательская и экспериментальная деятельность старшего дошкольника;
- «Учимся, играя» (руководитель: Сироткина Ю.Н.).
Цель – интеллектуальное развитие младшего дошкольника;
- «Золотые ворота» (руководитель: Сухарева С.А.).
Цель – развитие физических способностей, здоровьесбережение дошкольника.
Успешная реализация образовательной программы обеспечивает высокий уровень интеллектуального развития детей, широкий спектр их компетентности в различных сферах познания.
6.1. Умственное воспитание.
6.1.1. Познавательное развитие. Осуществляется по разделу основной программы «Ребенок и окружающий мир» и включает в себя занятия:
- Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни, целью которых является расширение представлений о предметном мире; углубление представлений о существенных характеристиках и свойствах различных предметов, ознакомление с явлениями общественной жизни;
- Ознакомление с природным окружением, целью которых является расширение представлений о растительном и животном мире, систематизирование знаний о временах года, явлениях природы; закрепление умений правильно вести себя в природе; экологическое воспитание дошкольников
Для реализации целей в группах созданы уголки:
- природы;
- экспериментирования (старшие возрастные группы);
- интеллектуальные уголки.
Подобран дидактический и демонстрационный материал, оформлены развивающие игры, индивидуальные наборы для опытнической деятельности. Педагоги групп № 10 и № 8 выбрали тему экологического воспитания для дополнительного образования (кружки: «Юный исследователь», «Экологические ступеньки»). Разработали рабочие программы, перспективное и тематическое планирование, конспекты занятий, подобрали материал, разработали инструментарий для диагностических исследований. По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:
Программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» усвоена оптимально. Работа педагогов проводится на высоком профессиональном уровне. Наблюдается рост высокого, стабильность среднего, снижение низкого уровней развития познавательных способностей воспитанников. Процент усвоения программы повысился в среднем на 18 %.
6.1.2. Формирование элементарных математических представлений. Осуществляется по одноименному разделу, на занятиях по математике. В младшем дошкольном возрасте не только через занятия по сенсорному воспитанию, но и через организацию и накопление опыта математических и логических действий в разнообразных видах деятельности. Воспитанники получают представления о множестве, равенстве и неравенстве, признаках предметов, обучаются счету. На базе группы № 9 осуществляет деятельность кружок «»Учимся, играя», целью которого является интеллектуальное развитие путем использования развивающих на занятиях и в свободной деятельности. В старших и подготовительных группах «ФЭМП» представлен в двух модулях: «математика» и «логика». Для проведения занятий «Логика» была разработаны рабочая программа, перспективный план, конспекты занятий, логические тетради, инструментарий для диагностики, тесты, подобран обучающий и развивающий материал. Обучающий материал включает развивающие задачи, упражнения, тесты, ребусы, головоломки. В группе № 10 (старший дошкольный возраст) функционирует кружок «Занимательная геометрия», целью которого является расширение кругозора, общей эрудиции дошкольника, ознакомление его с геометрическим материалом, путем внедрения игровых ситуаций. Группы оснащены большим количеством развивающих: пазлы, конструкторы, детские компьютеры, мозаики. По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:
Программа по разделу «ФЭМП» усвоена оптимально. Диагностические исследования показали рост высокого, стабильность среднего, снижение низкого уровня развития интеллектуальных способностей воспитанников. В старшем дошкольном возрасте материал программы усваивается лучше за счет внедрения дополнительного модуля «Логика». Процент усвоения программы повысился в среднем на 24 %.
6.1.3. Речевое развитие. Осуществляется на занятиях по разделам «Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой». Материал по разделу «Ознакомление с художественной литературой» не только пополняет «литературный багаж», но и несет эстетическую и нравственную ценность. У воспитанников совершенствуются художественно-речевые исполнительские навыки, интонационная выразительность речи, аналитические и коммуникативные способности, пополняется и активизируется словарь, формируется умение согласовывать слова, то есть развивается связная, монологическая и диалогическая речь.
В логопедических группах работа по речевому развитию проводится не только воспитателями, но и учителями-логопедами. На фронтальных занятиях учителя-логопеды развивают фонематический слух, звуковую культуру речи, связную речь, мелкую и крупную моторику. На индивидуальных – исправляют нарушения, вводят исправленные звуки в свободную речь. Помимо этого в подготовительных группах учителя-логопеды проводят занятия по разделу «Подготовка к обучению грамоте». На этих занятиях они знакомят детей с буквами, учат читать, развивают графические навыки. Воспитатели закрепляют с детьми полученные знания, умения и навыки и, в свою очередь, совершенствуют речь детей, осваивают выразительные языковые средства, формы речевого этикета. Дети успешно осваивают предлагаемый материал, к концу года читают, пересказывают, составляют описательные и творческие рассказы, печатают буквы, слова и предложения.
В группах созданы уголки речевого развития и логопедические уголки, которые содержат развивающие игры (шнуровка, пазлы, конструкторы,
мозаики), литературный и иллюстративный материал, игрушки для развития дыхания, зеркала для артикуляционных гимнастик, кассы букв и слогов, карточки для звукового анализа. Художественно-речевая зона содержит книги, иллюстрации, ТСО, фонотеки произведений.
Программа по разделам усвоена оптимально. Диагностические исследования показали рост высокого и среднего, снижение низкого уровня развития воспитанников. Процент усвоения программы повысился по разделу «Развитие речи» в среднем на 19 %; по разделу «Художественная литература» - на 14 %; «Подготовка к обучению грамоте» - на 29 %. Дети с ФФН выпускаются в школу с чистой речью на 94 %. Уровень достаточно высокий. В следующем учебном году продолжать уделять особое внимание развитию связной речи, лексического словаря, звуковому анализу.
6.2. Художественно-эстетическое воспитание.
Проблема эстетического воспитания несет степень высшей актуальности в современном дошкольном образовании. Многие современные концепции образования признают незаменимое влияние искусства на воспитание в ребенка общечеловеческих ценностей: добра, красоты; необходимость формирования личности через объекты культуры, воспитания человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать мировые культурные ценности.
Программа раздела «Изобразительная деятельность» усвоена удовлетворительно. Это обусловлено специфичностью раздела, основанного, прежде всего, на талантливости воспитанников. Средний уровень развития показывает то, что дети усвоили необходимые навыки и умения, накопили опыт по данному виду деятельности. Процент низкого уровня развития достаточно высокий, поэтому на следующий учебный год педагогам необходимо уделить пристальное внимание этому разделу. Процент усвоения программы повысился в среднем на 17 %.
6.2.2. Музыкальное развитие. Большое внимание в МДОУ уделяется и музыкальному развитию воспитанников, которое осуществляется по разделу программы «Музыкальное воспитание». В процессе музыкальной деятельности дети приобщаются к музыкальному искусству, культуре, знакомятся с лучшими образцами классической и народной музыки, с элементарными музыкальными понятиями и жанрами. На занятиях учатся правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. У них формируются навыки художественного исполнения различных образов, как
вокальных, так и хореографических. В МДОУ проводятся разнообразные праздники, развлечения, досуги: «День Знаний», «Зимушка хрустальная», «День матери», «Праздник семьи», «День защитника Отечества», «Широкая Масленица», «Люблю тебя, моя Россия», «До свидания, детский сад!». Музыкальные руководители разрабатывают сценарии, украшают музыкальный зал с высоким эстетическим вкусом, создают разнообразные дидактические и музыкальные игры. Воспитатели, совместно с родителями и детьми, готовят атрибуты и костюмы, работают над сценическим образом. В группах имеются музыкальные уголки, в которых имеются музыкальные
инструменты, картотека игр с описанием, иллюстративный материал, фонотека произведений композиторов-классиков для детей, песен. Созданы условия и для театрализованной деятельности. В группах организованы уголки драматизации, в которых содержатся мини-театры (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный). Дети подготовительных групп участвуют в кукольных спектаклях для детей младшего возраста. Традицией МДОУ стало и проведение в конце учебного года спектакля для детей и родителей, подготовленного музыкальными руководителями, педагогами и выпускниками. По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:
Программа раздела «Музыкальная деятельность» усвоена оптимально. Результаты диагностики показывают рост высокого, стабильность среднего, снижение низкого уровней развития музыкальных способностей воспитанников.
На базе МДОУ осуществляет деятельность группа эстетического развития «Гармония». Координатор группы: зам.зав. по ВМР Вострикова С.Ю., Педагоги: музыкальный руководитель Рюмина Т.Ю., учитель-логопед Мойса Т.Н., воспитатели Дедловская Т.Н., Гончарова И.А. Курс эстетического развития детей рассчитан на старший дошкольный возраст, обучение проходит в течение двух лет. Педагогами группы разработана рабочая программа «Мир цвета, мир звука, мир пластики, мир мысли» и методические рекомендации, которые получили в 2009 году сертификат. Методологической основой курса являются труды Л.С.Выготского. Диагностические исследования проводятся по методике А.Бурениной «Ритмическая мозаика». На каждого ребенка заведена «Карта развития», в которой отмечается тип темперамента ребенка, изменения в его эмоциональной сфере, координации движения, уровни тревожности и лабильности нервных процессов. На занятиях детей знакомят с литературой, музыкой, живописью, большое внимание уделяется творческой деятельности. Дети, посещающие эстетическую группу, имеют высокий уровень художественно-эстетического развития, отличаются знанием этических норм, творчества художников, литераторов, композиторов. Зам.зав. по ВМР Вострикова С.Ю. и музыкальный руководитель Рюмина Т.Ю. являются руководителями ГПО «Эстетическое воспитание дошкольников». На базе МДОУ был проведен семинар-практикум «Выявление ранней одаренности дошкольника». Для педагогов эстетического цикла был представлен мастер-класс «Мир вокруг нас» с участием всех педагогов группы, представлена рабочая программа. Семинар прошел на высоком профессиональном уровне. Педагогами группы была разработана программа эксперимента и подана заявка на организацию экспериментальной площадки по теме: ««Педагогическая модель художественно-эстетического развития в ДОУ». По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:
Работа в группе по данному направлению ведется успешно. Программа усвоена на высоком уровне. Виден рост высокого, стабильность среднего, снижение низкого уровней музыкального и психомоторного развития, творческих способностей воспитанников. Высокий уровень знаний дети показали по разделам «Литература», «Музыка», «Творческие способности». Средний уровень знаний по разделу «Живопись». Группа эстетического развития «Гармония» будет продолжать деятельность и на следующий учебный год с новым набором детей.
На базе групп № 4, № 12 функционируют кружки «Родничок» (руководитель: Красницкая О.М., Дроженко Т.В.) и «Дело мастера боится» (руководитель: Митрохина Т.А.), целью которых является приобщение детей к русской национальной культуре, развитие творческих способностей. Педагоги работают по разработанным программам, которые включают перспективное планирование, конспекты занятий. В своей работе используют дополнительную программу «Приобщение к истокам русской национальной культуре» под редакцией О.А.Князевой. По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:
Работа по данному разделу проводится на хорошем уровне. Наблюдается рост высокого и среднего, снижения низкого уровней нравственного развития. На следующий учебный год планируется продолжение деятельности данных кружков, введение данной темы в познавательные занятия младших дошкольников.
6.4. Физическое воспитание. Физическое развитие воспитанников осуществляется по разделу программы «Физическое воспитание». Для реализации задач физического воспитания в МДОУ первостепенное значение уделяется физкультурным занятиям, досугам и праздникам, утренней гимнастике, спортивным играм на воздухе, повышению двигательной активности воспитанников. В МДОУ функционирует спортивный зал, занятия по физкультуре проводят педагоги групп. Для достижения поставленных задач разработаны рабочие программы по всем возрастным группам, перспективные планы, конспекты занятий, подготовлен спортивный инвентарь. В каждой группе создан спортивный уголок, в котором находятся предметы, спортивный инвентарь для занятий физкультурой в свободной деятельности. Также имеются картотеки подвижных игр и физкультминуток. На территории участка № 12 оборудована спортивная площадка. В течение года проводятся спортивные праздники и досуги для детей и родителей («Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты» и другие). МДОУ в прошедшем учебном году заключил договор с АНО ФК «Темп». Тренеры проводят для детей мастер-классы, занятия по игровым видам спорта. На базе средней группы № 6 функционирует кружок «Золотые ворота» (руководитель Сухарева С.А.), елью которого является физическое развитие воспитанников через подвижные и народные игры. По результатам диагностики можно сделать следующий вывод:
Наблюдается положительная динамика в физическом развитии воспитанников. Уровень физического развития заметно выше у старших дошкольников, чем у младших. Наблюдается рост высокого, среднего, снижение низкого уровней развития воспитанников. В связи с новыми ФГТ необходимо пересмотреть работы по физическому развитию воспитанников, используя различные формы: самостоятельную, образовательную, совместную деятельность. В следующем учебном году необходимо уделить физическому развитию младших дошкольников особое внимание: включить спортивные игры, физкультминутки, разнообразить свободную деятельность.
7. Воспитательная деятельность МДОУ.
Воспитательно-образовательный процесс, в плане взаимодействия педагога с детьми, ведется в следующих направлениях:
- специально-организованное обучение в форме занятий (позиция «педагога»);
- совместная деятельность педагога с детьми, строящаяся в непринужденной форме (позиция «равного партнерства»);
- свободная самостоятельная деятельность детей (позиция «создателя» окружающей развивающей среды, предметного мира ребенка).
Проблемный анализ воспитательной работы с детьми выявил следующее:
- в дошкольном учреждении созданы необходимые условия для успешного развития каждого ребенка, формирования его личности;
- важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми (индивидуальный подход к каждому ребенку осуществляется на основе отбора средств и методов педагогического общения).
Разработана система организационно-методических условий реализации личностно-ориентированного воспитания и развития детей, создания социальной среды, ориентированной на поддержку индивидуальности
ребенка и развития его творческих способностей:
- гибкая полифункциональная деятельность педагогов;
- отбор индивидуальных средств и методов педагогического общения на основе системного анализа возможностей, интересов детей;
- оптимальное сочетание разнообразных форм взаимодействия всех участников процесса.
Достаточно высокие результаты в воспитании и образовании детей стали возможны благодаря тому, что педагоги выдвигали задачи разностороннего развития детей, а не просто формирования знаний, умений и навыков; использовали все виды деятельности, элементы инновационных методик и технологий. Педагогами задействованы все формы организации детей в процессе воспитания и развития: совместная деятельность педагога с ребенком и самостоятельная деятельность ребенка.
8. Преемственность МДОУ и начальной школы. Преемственность дошкольного учреждения и школы – одно из приоритетных направлений работы. На протяжении последних лет педагоги разрабатывают рабочие программы, методические рекомендации, ищут новые формы работы, ставя
перед собой цель – успешно подготовить воспитанников к школе. Прошедший год не стал исключением. Одной из годовых задач было: создание здоровьесберегающей среды ДОУ как фактора успешной подготовки дошкольников к обучению в школе.
В МДОУ разработана система подготовки, которая начинается с младших групп. Воспитанники планомерно проходят ступеньки своего развития. Задания варьируются и усложняются в каждой возрастной группе, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Основная часть подготовки ложится на старший дошкольный возраст. Совместная деятельность педагогов приводит к высокому уровню подготовки детей к школе.
В рамках работы по данному направлению проводятся семинары для педагогов, встречи родителей с учителями школ, учителей с выпускниками, диагностическое обследование выпускников. Высокие результаты показали выпускники этого года. 12 выпускников поступили в Мичуринский лицей, 3 – в гимназию. На вступительных экзаменах они получили высшие баллы. Другие выпускники успешно прошли собеседования в школы № 15, № 1, № 18, № 9. Педагоги следят за успехами своих выпускников, проводят встречи, совместные мероприятия, праздники.
9.1.Кадровое обеспечение.
Численность работников - всего – 39
Административный:
Всего – 3
Из него:
- заведующий – 1;
- заместитель заведующего по ВМР – 1
Педагогический:
Всего – 36
Из него:
- учителя-логопеды – 4;
- музыкальные руководители – 3;
- воспитатели – 29
Высшее педагогическое образование – 28;
Среднее профессиональное образование – 8;
Высшую категорию – 1 педагог – 3%;
Первую категорию – 15 педагогов – 42 %;
Вторую категорию – 4 педагога – 11 %;
Без категории – 9 педагогов – 25 %
20 – 30 лет – 6 педагогов – 17 %;
30 – 50 лет – 19 педагогов – 52 %
50 – 60 лет – 10 педагогов – 28 %
старше 60 – 1 педагог – 3 %
От 0 до 3 лет – 5 педагогов – 14 %;
От 3 до 10 лет – 8 педагогов – 22 %;
От 10 до 20 лет – 5 педагога – 14 %;
Свыше 20 лет – 18 педагогов – 50 %
Почетный работник общего образования – 1 педагог – 3 %;
Грамота министерства образования РФ – 14 педагогов – 39 %:
Грамота управления образования и науки Тамбовской области – 1 педагога – 3 %;
Грамота администрации Тамбовской области – 1 педагог – 3 %
Грамота управления народного образования – 9 педагогов – 25 %.
9.2. Материально-техническое обеспечение.
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ созданы материально-технические условия:
- Территория детского сада, общей площадью 2225 кв.м.;
- Типовое двухэтажное кирпичное здание детского сада площадью 1760 кв.м.;
- Физкультурный зал с необходимым оборудованием;
- Музыкальный зал (оснащен музыкальным инструментом (фортепиано), музыкально-дидактическими играми, комплектами портретов композиторов, музыкальными инструментами (для детского оркестра) и игрушками, ширмой для кукольного театра, театрализованными атрибутами, фонотекой и видеотекой, ТСО (магнитофон, музыкальный центр);
- Экологическая комната, где представлены различные растения, пособия, оборудование для экспериментирования.
Для оказания дополнительных педагогических и медицинских услуг имеется кабинет учителя-логопеда (4 шт.), методический кабинет, кабинет старшей медицинской сестры, процедурная комната, изолятор.
В 2010-2011 уч.г. был открыт мини-центр для детей, не посещающих дошкольное учреждение. Для функционирования мини-центра было приобретено оборудование: спортивный комплекс, инвентарь, сухой бассейн, дидактические и развивающие игры, мебель, игрушки.
Все возрастные группы, залы укомплектованы необходимым инвентарем, игрушками, дидактическим материалом.
В методическом кабинете и во всех возрастных группах систематически пополняется материал для воспитательно-образовательного процесса наглядными пособиями, дидактическим материалом, развивающими играми, игрушками, методической и детской художественной литературой. Имеются картотеки игр, методической и художественной литературы.
С новинками педагогической и методической литературы, новейшими требованиями к педагогическому процессу и аттестации знакомят «Информационный» и «Аттестационный» стенды.
В ДОУ имеется компьютер, принтер, телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофоны, музыкальный центр, DVD- плейер.
Материально-технические и медико-социальные условия пребывания ребенка в ДОУ способствует полноценному физическому и психическому развитию детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Таким образом, созданы необходимые базовые условия, с одной стороны психологической адаптации и мотивации, с другой стороны приобретения навыков и умений. Также созданы технологические условия.
10. Достижения педагогов и воспитанников МДОУ.
Педагоги и воспитанники ДОУ являются постоянными участниками различных конкурсов, выставок, соревнований.
- Городская конференция и выставка «Духовно-нравственное воспитание»
- Городской конкурс флористик «Цветочный дизайн» I место
- Городской конкурс детских рисунков «Мичуринск-наукоград»
- Областной конкурс «Лучший воспитатель ДОУ» Лауреаты
- Городской конкурс авторских разработок и программ Сертификаты
- II всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка по патриотической тематике» Благодарственное письмо
- Городская выставка «Рождественская сказка»
- Всероссийский конкурс детских рисунков «Кенгуренок Крошка. ру» Сертификат
- Городской конкурс проектов «ДОУ – территория развития» Дипломы
- Областной конкурс одаренных детей «Искорки Тамбовщины» I место
- Городской конкурс детских рисунков «Дети и Космос»
- Городской конкурс «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ»
- Городской конкурс творчества «День Земли» Диплом
11. Состояние здоровья воспитанников.
Важным показателем результатов работы является здоровье воспитанников.
Сравнительный анализ показал снижение количества детей с первой и второй группой здоровья, незначительный рост третьей и четвертой группы здоровья.
Сравнительный анализ показал рост общей заболеваемости, органов дыхания, снижение инфекционных заболеваний.
Для профилактики заболеваний коллектив МДОУ большое внимание уделяет закаливающим процедурам. Процедуры проводятся воспитателями под контролем медицинской сестры в течение всего года, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В течение года применяются различные закаливающие мероприятия:
- воздушные ванны;
- солнечные ванны в летнее время;
- контрастное обливание рук до локтя;
- утренний прием детей на свежем воздухе;
- дневной сон с доступом свежего воздуха;
- массаж рук, ушей.
Параллельно в МДОУ проводятся профилактические мероприятия, которые включают в себя:
· фитотерапию;
· витаминотерапию;
· вакцинацию против гриппа;
· профилактические прививки.
В начале и конце года проводятся антропометрические измерения детей, которые показывают результаты физического развития детей. Воспитанники ДОУ находятся под контролем педиатра, также проводятся плановые обследования врачей-специалистов. Эти осмотры помогают выявить заболевания на их ранней стадии и принять соответствующие меры.
В МДОУ большое внимание уделяется организации питания детей. Определены основные принципы организации питания:
- составление полноценного рациона питания;
- строгое соблюдение режима питания;
- строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи;
- контроль за работой пищеблока;
- соблюдение правил сервировки, этических правил;
- учет эффективности питания.
В ДОУ организовано 4-разовое питание, имеется примерное меню на неделю; картотека блюд с раскладкой калорийности блюда. Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание.
12. Социальное партнерство МДОУ.
МДОУ в течение года активно сотрудничало с:
- Мичуринским государственным педагогическим институтом;
· Библиотекой № 6 (филиал ЦБС);
· ДК «Авангард»;
· АНО ФК «Темп»;
· МОУ СОШ № 15
Педагоги дошкольного учреждения провели мастер-классы для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология» факультета начальных классов, выступили с представлением экспериментальной работы на научно-практической конференции, напечатали подборку материалов в сборниках МГПИ.
Сотрудники библиотеки неоднократно посещали дошкольное учреждение с выставками книг. Для педагогов был проведен семинары:
· «Семейное чтение»;
· «Круг чтения дошкольника»;
· «Зарубежная литература для дошкольника»
Воспитанники ДОУ участвовали в литературных вечерах, проводимых библиотекой, а также посетили выставки:
- «А.С.Пушкин – великий русский поэт»;
- «Георгий Остер и его произведения»
- «Что за чудо, эти сказки!»
- «Литературная викторина по произведениям советских писателей»;
- «Расскажите ребенку о войне!»
ДК «Авангард» подготовил для воспитанников и их родителей культурно-развлекательные мероприятия. Родители с детьми посетили мероприятие «Маленькая принцесса». Неоднократно воспитанники посещали выступления артистов цирка, выступления танцевальных ансамблей «Юность», «Банзай», творческий вечер ансамбля «Росинка».
Тренеры АНО ФК «Темп» в течение года проводили занятия по спортивным играм с детьми подготовительных групп, организовывали спортивные праздники «День защитника Отечества», «Мама, папа, я – дружная семья», «Слава победителям!».
Педагоги МДОУ сотрудничают с учителями МОУ СОШ № 15, проводят совместные круглые столы, мероприятия для выпускников и их родителей, представляют свою деятельность учителя начальных классов.
Общими целями совместного сотрудничества являются:
· воспитание нравственного человека;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его творческого развития.
13. Перспективы развития МДОУ.
В следующем учебном году дошкольное учреждение ставит перед собой задачи:
- Сохранить и укрепить психофизическое здоровье детей;
- Обновить содержание образования, методов воспитательно-образовательного процесса, форм взаимодействия с детьми;
- Внедрить новые технологии обучения, передовые методики;
- Изменить подход к контрольным мероприятиям: переработать и дополнить таблицы анализа занятий, пересмотреть систему контроля;
- Повысить уровень педагогической работы в группах младшего и среднего возраста детей;
- Продолжить творческую работу по приоритетным направлениям: преемственность ДОУ и начальной школы, эстетическому, духовно-нравственному воспитанию.
- Продолжить организацию эффективных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста