Во многих культурах существуют народные сказания об оживших куклах. В реальной жизни куклы «оживают» в руках детей, помогая им преодолевать страхи и психологические проблемы. Куклотерапия как психологическая практика существовала всегда, а вот сам термин появился всего век назад. В 1926 году Малколм Райт, невропатолог из Уэльса, попробовал использовать кукол и кукольный театр для снятия детских неврозов, вызванных необходимостью делать прививку.
У наших предков кукла была не только детской игрушкой, но и обязательным атрибутом народных обрядов. В старину верили, что куклы, сделанные своими руками, играют роль оберега — защищают от зла и привлекают в дом счастье. Раньше считали, что маленьким деткам нельзя давать в руки ничего холодного, чтобы не застудить их душу. Поэтому игрушки из глины или железа не приветствовались, детям делали «теплые» куклы — из соломы, ткани, дерева.
Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога. В этом процессе выделяют два этапа — изготовление кукол и игру с ними. Творчество по созданию кукол тоже является коррекционным. Во время работы над куколкой детки становятся более спокойными и уравновешенными, у них развивается усидчивость, концентрация внимания, целеустремленность.
Игра в куклы имитирует взрослый мир, таким образом подготавливая ребенка к взрослой жизни. Ребенок выражает через куклы собственные мысли и чувства, реализует поведенческие алгоритмы. Куклотерапия помогает малышам облегчить груз своих эмоций. С куклой ребенок легче и быстрее овладевает коммуникационными навыками, ведь с игрушкой можно общаться без стеснения.
А вот, как используют куклотерапию в детских садах!
Куклотерапия: изготовление и использование куклы в работе с детьми. Дошкольному педагогу удалось запечатлеть на фото, как дети обыгрывают ситуацию расставания мамы с ребенком в детском саду.
Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников». Детсадовцы превратили обычные деревянные ложки в героев с разными эмоциями. С их помощью дети проигрывают различные проблемные ситуации.
Куклотерапия — педагогическая технология в работе с детьми. Большое значение имеет организация пространственно-развивающей среды. В волшебной стране Кукляндии куклы живут дружными «семьями».
Куклотерапия. С помощью некоторых театральных этюдов можно помочь детям избавиться от страха, застенчивости, робости, агрессии, упрямства. Причем усугубление в сценке природных негативных черт помогает ребенку от них избавиться. Такие этюды можно разыгрывать и в детском саду, и дома.
Мастер-класс по использованию театральных кукол для подготовки ребёнка к социализации «Такой большой Маленький мир». Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации.
Кукольный театр в жизни малышей. Игра с куклами оказывает всестороннее воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым.Выбор постановки зависит от возраста ребёнка. Чем он младше, тем проще должен быть спектакль.
Занятие по куклотерапии «Доброта». В программу этого занятия вошли игры «Хорошо или плохо?», «Сундучок добрых дел», физкультминутка, беседа о доброте и кукольный театр «Храбрый заяц».
Мастер-класс по куклотерапии. Самым важным этапом в куклотерапии является этап изготовления куклы. Ведь нет ничего важнее самого процесса символического рождения новой жизни, пусть и сказочной.
Применение куклотерапии в логопедической практике как новая форма работы с детьми с нарушениями речи. Дети нуждаются в полноценном общении, особенно дети с задержкой речевого развития. Куклотерапия позволяет расширить границы общения, круг интересов и знаний.
Предыдущие статьи:
Расскажите знакомым и товарищам про «23 января - День куклотерапии на МААМ»!