Очень интересно бывает побродить по свежевыпавшему снегу на прогулке. Можно увидеть множество следов, которые оставили люди, птицы, животные. «Прочитать» эти следы и понять, что жизнь вокруг и зимой никогда не утихает. Что «записано» на снегу, разобрать несложно: нужно только проявить совсем немного внимательности.
А знают ли животные, что каждый их шаг «записан», и по снегу тянется ниточка, по которой можно их разыскать? Конечно, знают! Поэтому заяц, прежде чем залечь в убежище, путает следы, делает «скидки». Волки искусно, скрываясь, ходят след в след, зачастую используют проезжие дороги – чтобы спрятать свои следы.
Медведь, которому предстоит всю зиму пролежать на одном месте, приготовив берлогу, долго кружит, прыгает из стороны в сторону, истаптывая всё вокруг и запутывая следы. А возле самой берлоги – пятится назад, и вообще старается залечь в неё в метельное время.
Дошколята на прогулке узнают, кому могут принадлежать следы и куда ведут. Это могут быть следы дворника, если рядом – отметины от метлы или лопаты. Могут быть следы зверей, птиц, людей, санок, машин…
Конспекты занятий для маленьких следопытов
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Следы на снегу», проведённой в средней группе, можно найти в этой публикации.
Юные участники этой зимней прогулки без труда разобрались, где здесь на снегу следы кошки, а где – собаки.
А эти следы ведут прямо за угол! Надо обязательно заглянуть: вдруг птичка ещё сидит там?
Как изготовить развивающую игру «Чьи следы?», а также о вариантах её использования, рассказывается здесь.
На этом занятии ребята не только изучали следы разных животных на снегу, но и попробовали рисовать на нём.
Дошколята начали играть в «снежную угадайку» на прогулке, а продолжили – уже в группе, используя карточки со следами различных животных.
У воробья и вороны совершенно разные следы! К тому же, ворона ходит, а воробей – только прыгает. Конспект прогулки – здесь.
Вот ребята и нашли по следам того, кто их оставлял!
Такие познавательные занятия помогают расширить и закрепить представления детей о свойствах снега, учат наблюдать, делать выводы. Развивают любознательность и наблюдательность, логическое мышление и речь, расширяют кругозор.
Предыдущие статьи:
Расскажите всем про «19 декабря - День снежных следопытов на МААМ»!
Поделитесь в сетях и мессенджерах: