Татьяна Федькина
Звуковая культура речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи детей 3-4 лет
Подготовила
Сухорукова Татьяна Николаевна
От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».
Д. Б. Эльконин
Цель:
Воспитание звуковой культуры речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр и речевых упражнений.
Игра «Узнай, какой игрушки не стало»
Задачи:
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Публикация «Звуковая культура речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
Учить детей четко произносить гласные и наиболее простые согласные изолированно и в словах.
Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.
Развивать умение вслушиваться в звучащее слово, соотносить его с предметом.
Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, интонационные средства выразительности.
Принципы:
Наглядности;
Доступности;
Систематичности и последовательности;
Развивающего и воспитывающего обучения;
Учета возрастных и индивидуальных особенностей
Особенности в словопроизношении детей 3-4 лет :
Сокращение («тул» – стул);
Перестановки («корвик» – коврик);
Уподобление одного звука другим («бобака» – собака);
Слияние («Мафеда» – Мария Федоровна);
Добавление звуков («реблята» – ребята).
Согласные произносятся смягченно («зюк» – жук, «сярик» – шарик);
Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто не произносятся («абака» - собака); заменяются («фолнце» – солнце, «тветок» - цветок);
Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие(«лямпа», «ямпа» – лампа, «ыба», «лыба» - рыба);
Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими («сапка», «фапка» – шапка, «зук», «вук» - жук).
Методы и приемы
работы с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речи
Игровые методы
Показ картинок
Показ образца
Показ способа действия
Словесные методы
Пояснение
Художественное слово
Формы работы
с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речи
Игра
Занятия
Средства
работы с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речи
Дидактические игры;
Художественная литература;
Картотека картинок;
Игрушки и игровые материалы;
Различные предметы.
Пример занятия
с детьми 3-4 лет по
развитию звуковой
культуры речи
Тема:
Развитие звуковой
культуры речи.
Звук «У»
Цель:
Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У»;
Способствовать развитию графических навыков (рисование дорожки); способствовать развитию произвольной памяти, зрительного внимания;
Воспитывать умение внимательно слушать потешку, загадки, отвечать на вопросы строчками из них.
I. Артикуляционная гимнастика
Цель: вырабатывать у каждого ребенка умение вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении в течение нескольких секунд.
Игровое упражнение «Подуйте на шарик»
Дуть на воздушный шарик, который в руке.
Задания и вопросы:
Как мычит корова? («Му-у-у»)
Как кукует кукушка? («Ку-ку, ку-ку»).
Как мяукает кошка? («Мяу-мяу»).
II. Игра «Узнай, какой игрушки не стало»
III. Игровое упражнение «Поезд и птицы»
Задания и вопросы:
1. Как гудит паровоз? («У-у-у»).
2. Назвать птиц на картинке. (Гусь, петух, курица, утка).
3. Учить детей произносить ударный звук «У» в словах более протяжно.
4. Провести линию фломастером от паровоза к домашним птицам. Как только фломастер окажется около птиц, предложите детям погудеть, как паровоз («У-у-у»).
IV. Физкультминутка. Игра «Поезд»
Дети встают друг за другом, образуя поезд. Заранее нужно расставить в разных местах дороги, где проедет поезд, игрушки, изображающие разных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, нужно напомнить детям, что поезд должен погудеть, если на дороге встретятся животные; миновав их, поезд перестает гудеть.
V. Заучивание потешки
Рано-рано поутру
пастушок: «Ту-ру! Ту-ру!»
а коровы в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Загадки
Цель: развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки; понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; способствовать четкому произношению звука «У» в словах.
Загадки
(Следить за тем, чтобы, называя слова-отгадки, дети произносили звук «У» более длительно: ууулитка, ууутенок)
На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко, рожки спрятались опять.
(Улитка)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок –
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)
VI. Рефлексия
Вспомнить, как гудит паровоз. (У-у-у)
Спросить, чему научились и чему смогут научить своих родителей дети.
Спасибо за внимание!