ирина солдатенко
Коррекционно-развивающие задачи «Звуки [Ц] — [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [Ц] — [С]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [Ц].
2. Продолжать совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать фонематические представления.
3. Продолжать развивать у ребенка чувство рифмы и языковое чутье.
Задание 1. Дифференциация звуков [С] — [Ц].
Каким одинаковым звуком надо закончить все слова? (С использовани-ем наглядного материала.)
Автобу., анана., пару. ; огуре., колоде., пале.
Публикация «Коррекционно-развивающие задачи „Звуки [Ц] — [С]“» размещена в разделах
Сравнить артикуляцию звуков [Ц] и [С] (найти общее и различие, вспомнить символы и характеристики звуков, обозначение.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]» :
с, ц, ц, с. ; са, ца, цы, су. ; ас, оц, уц. ; санки, цирк, огурец, нос.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ца-са, цы. ; ас-ац, ос-.
Повторить за взрослым серию слогов:
ца-ца-са, са-са-ца, ца-са-са, са-ца-ца, са-ца-са, ца-са-ца; ас-ас-ац.
Закончить слово нужным слогом:
ЦА (СА) : мельни., кузни., поло., умни., колба., актри. ;
ЦО (СО) : коле., коль. ; ЦЫ (СЫ) : воло., огур.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов) :
са, мо, лет; ку, ри, ца; ми, ли, ци, я; ско, во, ро, да.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [С] и [Ц]) :
санки, цирк, суп, сок; огурец, молодец, нос, палец; курица, мель-ница, лиса, лицо.
Задание 4. Разложить картинки на две кучки: изображения предме-тов, в названиях которых есть звук [С] и звук [Ц]; разделить эти слова на сло-ги, определить место звуков [С] и [Ц] в словах, составить предложения с эти-ми словами.
Заменить звук [С] на звук [Ц] в словах. Составить предложения с этими словами:
свет —. (цвет, Светик —.
Рассмотреть ряд картинок: супница, лиса, курица, огурец, сухарница, конфетница, самокат, скотник, фокусник, пояс, станция, стадион, палец. Назвать слова: со звуком [С], со звуком [Ц], со звуками [С] и [Ц], определить место звуков в словах. Придумать с этими словами предложения, используя знакомые предлоги.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Назови посуду» (обратить внимание на место звуков [С] и [Ц] в словах).
Сахар положим в сахарницу, суп —. , сухари —. , салат —.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [Ц] (см. темы № 25, 28).
Вспомнить как можно больше слов со звуками [С] и [Ц]. По возможно-сти, подобрать рифму к каждому из этих слов.
Задание 6. Выучить скороговорку.
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
В предложениях найти слова со звуками [С] и [Ц].
Лариса идет на улицу. У Сони теплые рукавицы. В лесу живут зайцы. Саня поцарапал палец. Соня купила яйца.
Закончить предложение нужным словом.
На болоте живет длинноногая. На ковре висит острая. (сабля, цапля).
Задание 7. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [С] и [Ц].
Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую бук-ву (С, Ц) :
суп, цирк, цыган, сова.
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов; чтение, списывание, за-пись под диктовку печатными буквами, выкладывание схем из кружков; со-ставление слов из букв разрезной азбуки:
суп, супы, цып, цыпа.