Елена Карсакова
Звук [р-р`]и буква Р
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по произношению и обучению грамоте
«Звуки [р – р` ], буква Р»
(подготовительная к школе группа)
Используемая программа
(Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей) .
Время занятия – 30 мин.
Структура конспекта занятия.
Карсакова Елена Борисовна
Подготовительная к школе группа
Методика дошкольного образования: обучение грамоте.
Публикация «Звук [р-р`]и буква Р» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Тема занятия: «Звуки [р – р` ], буква Р»
Использованная образовательная программа: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Предварительная работа воспитателя с воспитанниками:
- припоминание картинок, в названии которых есть заук [р];
- составление предложений с картинками на звук [р] ;
- заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [р] ;
- выделение звука [р] на слух;
- припоминание слов со звуком [р] из прочитанного воспитателем текста.
Дидактическое обеспечение занятия.
«Чудесная шкатулочка», предметные картинки со звуками [р – р`], фонарики синего и зеленого цвета; 2 коробки синего и зеленого цветов, игрушки со звуками [р – р`], счетные палочки (по количеству детей) ; полоски длинные, обозначающие – «слова», короткие полоски – «слоги», кружочки – «звуки» (кранного, синего, зеленого цветов) ; схемы предложений; тетради в клетку (по количеству детей) ; простые карандаши (по количеству детей) ; мел; разрезная азбука (по количеству детей) ; зеркала.
Использованная литература:
Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников, М., 2005г.
Цели занятия:
Обучающие:
- познакомить с понятием звонкий согласный;
- познакомить детей с буквой Р ;
- сформировать правильное написание буквы.
Развивающие:
- развивать умение детей выделять звук [р] на слух и в произношении;
- развивать навыки звукового анализа слов;
- развивать умения выполнять схему предложений;
- развивать графомоторные навыки;
- развивать связную речь; внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей наблюдательность;
- воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.
Ход занятия:
Вводная часть. (2 мин.)
Организационный момент:
(Логопед и дети приветствуют друг друга, садятся на места.)
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови последний звук». Я буду говорить начало слова, а вы добавляете последний звук :
самолеТ, замоК, диваН …
(Дети добавляют последний звук в предложенные слова:САМОЛЕ (Т)
Основная часть. (20 мин.)
1. Закрепление пройденного материала.
Игра «Чудесная шкатулка».
Логопед: Посмотрите, это «Чудесная шкатулка». В ней что-то лежит. Давайте назовём что там.
Перечень картинок: СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…
Дети: ребята достают из шкатулки картинки и называют их.
Логопед: Скажите, какой одинаковый звук вы слышите в названиях этих картинок?
Дети: Звук Р.
Логопед: Правильно. С этим звуком мы познакомились на прошлом занятии и продолжим знакомиться сегодня.
2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [р].
Логопед: Давайте вспомним, звук [р] – какой?
Дети: Звук р - согласный.
Логопед: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук [р]?
Дети: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.
Логопед: Верно. Проверьте, звук [р] – глухой или
звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)
Дети: Звук р - звонкий, голос работает.
Логопед: Послушайте, как звучит звук [р] в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА»?
Дети: Звук р - звучит твердо.
Логопед: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».
Дети: В этих словах звук р - звучит мягко.
Логопед: Мы знаем, что звук [р] бывает и твердым, и мягким.
3. Выделение звуков [р – рь] на слух. Работа с фонариками.
Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук [р], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [рь] – зеленый фонарик.
Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…
Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…
4. Выделение звуков [р – рь] в произношении. Игра: «Подарки для Ромы и Риты».
Логопед: У Ромы и Риты сегодня день рождения. Давайте выберем для них подарки. Игрушки, в названиях которых звук [р] звучит твердо, мы подарим Роме и будем складывать в синюю коробку. Игрушки, в названиях которых звук [рь] – мягкий, мы подарим Рите, и будем складывать в зеленую коробку.
Игрушки: РАКЕТА, ПИРАМИДА, ФОНАРИК, РАКУШКА, МАТРЕШКА, ПАРОВОЗ, КАРАНДАШИ, КАРЕТА, ГРИБ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС…
5. Звукослоговой анализ слов.
Логопед: Выберем 2 подарка, назовем их.
Логопед: Сделайте, пожалуйста, схему этих слов.
6. Припоминание слов со звуками [р – рь]. Игра «Нарисуем дом».
Логопед на доске начинает рисовать дом, предлагает детям назвать слова со звуками [р – рь], которые относятся к дому.
Логопед: Какие деревья со звуком [р] мы посадим около дома?
Логопед: А теперь давайте встанем и отдохнем.
7. Физминутка. «Рябинка».
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
Но рябинка тоже гнётся,
Не печалится – смеётся.
Резкий ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети потягиваются поднимают руки вверх.
Выполняют вращения туловищем вправо-влево.
Выполняют наклоны в стороны.
Дети машут руками, изображая ветер.)
8. Знакомство с буквой Р.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук [р], и мягкий звук [рь]. Посмотрите на букву Р. На что она похожа?
Логопед: Напишите букву Р в воздухе.
Логопед: Как можно изобразить букву Р?
Логопед: Выложите букву Р на столе из счетных палочек.
Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую) .
Логопед: Напечатайте слоги: РА, РУ, РЫ, РИ
АР, ОР, ИР, УР
9. Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».
Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»…
«РИС» - «РОС» - «РОСА» - «РОЗА» - «РОМА» - «РАМА».
10. Составление предложений.
Логопед: Придумайте предложения со словами, в которых есть звуки [р]-[рь], составьте схемы этих предложений, выложите схемы на столе.
Заключительная часть 3 минуты
11. Подведение итогов занятия.
Логопед: С каким звуком мы играли на занятии?
Дети: Со звуком р.
Логопед: Напомните, звук [р] – он какой?
Логопед: Какой буквой мы обозначаем звуки [р] – [рь] на письме?
Логопед: Что вам понравилось на занятии?
Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки [р] – [рь], отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас отдыхайте! До свидания!