Ольга Ткацкая
Зрительное восприятие детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Зрительные образы многомерны и сложны и включают три уровня отражения: сенсорно – перцептивный, уровень представлений и вербально – логический уровень.
Публикация «Зрительное восприятие детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Как показывают исследования Э. С. Бейн, К. И. Вересотской формирование любого уровня зрительного отражения у детей с нарушением интеллекта нарушено. В связи с этим оно характеризуется следующими особенностями: пассивностью, недифференцированностью, некритичностью воспринимаемого. Процесс восприятия значительно замедлен.
У умственно отсталых детей недостаточность зрительного восприятия зависит от степени и тяжести интеллектуального нарушения. В связи с этим является актуальным изучение особенностей процесса восприятия умственно отсталых дошкольников.
В настоящее время проблема развития зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта является менее изученной.
В отечественной психологии проблемой развития зрительного восприятия занимались Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко и другие специалисты.
Восприятие создает конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг ребёнка, для формирования мышления, является необходимой предпосылкой практической деятельности. У детей с нарушением интеллекта чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, имеют место нарушение ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций.
Согласно исследованиям И. В. Беляковой, А. Р. Лурия, В. П. Петровой дети с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс зрительного восприятия этого мира малоактивен. Обычно детали, второстепенные признаки предметов или явлений плохо или совсем не фиксируются. Поэтому таким детям трудно найти сходство или различия между предметами по характерным признакам, высказать суждения о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней своё место. Это зачастую является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.
По мнению А. В. Абрамовой, Л. П. Григорьевой, А. Г. Московкиной у детей с нарушением интеллекта наблюдается значительная недостаточность непосредственного сенсорно – перцептивного отражения. Вместе с тем отмечается, что в процессе обучения и коррекционно-развивающей работы можно значительно развить их ощущения и зрительное восприятие.
В силу указанных причин у детей с нарушением интеллекта отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности зрительного восприятия.
По мнению И. В. Беляковой, В. П. Петровой учащиеся младших классов специальной коррекционной школы недостаточно умеют приспосабливать своё зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, твёрдо ориентированных в пространстве, то есть с чётко выраженным верхом и низом, предъявляются младшим школьникам перевернутыми на 1800, то они воспринимаются детьми как другие объекты, находящиеся в обычном положении.
Все объекты реальной действительности существуют в пространстве и времени. В процессе восприятия пространства человек познает форму, цвет, величину, местоположение объекта, направление его движения, положение частей объекта друг относительно друга (перспектива). Восприятие пространства зависит от остроты зрения, поля зрения, глазомера и других физиологических особенностей.
В виду частых и многочисленных анатомо-физиологических нарушений зрительного анализатора дети с нарушением интеллекта испытывают большие затруднения в пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины.
Психолого-педагогическое направление включает формирование мотивированной потребности видеть лучше. В условиях мотивированной активности мобилизуются соответствующие активационные системы мозга, что облегчает формирование и опознание зрительных образов. Кроме того, предусматривается интенсивное развитие мнестических и мыслительных процессов, без которых восприятие не может осуществляться в условиях грубого сенсорного дефицита.
Таким образом, анализ теоретических источников показал, что восприятие умственно отсталых детей нарушено, это обусловлено замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью психических процессов.