МААМ-картинки

Зрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе (1 фото)

Ольга Васильевна Гончарова
Зрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Зрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе

Приступая к рассмотрению данной проблемы, стоить напомнить, что такое зрительно-моторная координация?

В психологическом словаре это понятие определяется, как осуществление координированных движений под контролем зрения.

ак определить есть ли у ребёнка нарушения зрительно-моторной координации? Для этого предложите ребёнку срисовать что-либо. Если при срисовывании ребёнок допускает много неточностей, искажает форму, расположение линий то зрительно-моторная координация у него развита недостаточно хорошо.

Публикация «Зрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе» размещена в разделах

Те, кто работает с детьми, имеющими нарушения в развитии, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности, синхронности движений; что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, вырезать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных движений глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Причина этого – недостаточная сформированность зрительно-моторной координации в системе «глаз – рука».

Если обратиться к истории данного вопроса, то следует отметить, что ещё в своё время И. М. Сеченов установил «принцип согласования движений с чувствованием». И. В. Павлов писал «Давно было замечено и научно доказано, что раз Вы думаете об определённом движении…Вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите». Вся последующая история психофизиологии подтверждает справедливость этих важнейших высказываний, подкрепляя их новыми данными. В современной физиологии сенсорных систем понятие единства сенсорики и моторики стало одним из определяющих.

Так ли важно, нужно и значимо, чтобы у ребёнка, особенно к моменту поступления его в школу была сформирована координация в системе «глаз – рука». По мнению психолога Л. А. Ясюковой, успешное выполнение ряда заданий, связанных с переносом знаковой системы с одной плоскости на другую (например, списывание с доски в школе) возможно лишь при наличии координации зрительного анализатора с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки.

Связи между зрительным анализатором и движением руки не существует с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Развивая зрительно-моторную координацию, решатся сразу две задачи:

1. Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие.

Зрительно-моторная координация одна из составляющих зрительного восприятия. А уровень развития зрительного восприятия один из важнейших показателей функционального развития ребёнка

2. овладение точными движениями, необходимыми в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Причины, вызывающие отставания в развитии зрительно-моторной координации :

1. несформированность зрительно-пространственного восприятия,

2.. нескоординированность зрительно-двигательных функций,

3. несовершенство нервной регуляции,

4. недостаточное развитие механизма программирования сложно-координированных действий,

5. низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.

При недостаточном развитии зрительно-моторной координации у ребёнка отмечается;

1. трудности в совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов,

2. затруднения в становлении произвольности действий двигательного анализатора,

3. неустойчивый почерк (разная высота букв и цифр, неровные штрихи)

4. медленное и менее качественное выполнение заданий.

Развитие зрительно-моторной координации требует :

1. концентрации внимания.

Это параметр, характеризующий умение ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. От развития внимания во многом зависят успехи ребёнка не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

2. развитие координации движений (как общей, так и тонкой моторной координации). Тонкая моторная координация это параметр, характеризующий уровень развития движений пальцев и тактильного анализатора.

Для развития внимания используются такие игры «Чего не стало?» «Что изменилось?», «Найди одинаковое» и т. д.

Игры, направленные на развитие внимания способствуют и развитию памяти, наблюдательности. Развитию таких, двух взаимообратных операций, как анализа и синтеза. Они учат ребёнка отыскивать и продолжать закономерность. В процессе поиска ребёнок анализирует образец, а затем на основе полученных сведений продолжает ряд.

Не менее важным параметром зрительно-моторной координации является тонкая моторика, которая характеризуется уровнем развития движения пальцев. Развитие их происходит в быту и во время проведения специальных упражнений. К специальным упражнениям можно отнести пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. В процессе пальчиковых игр у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие. Использование стихотворного материала делает их более интересными.

Работа по развитию мелкой моторики позволяет эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений. Является одной из составляющих по подготовке ребёнка к письму. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга.

Известно, что развитию мелкой моторики способствуют занятия по ИЗО деятельности. Но просто развитая моторика без координации со зрением мало эффективна в плане развития зрительно-моторной координации. Важно, чтобы это было копирование образца, срисовывание картинки. Формирование умения точно воспроизвести графический образ. Даже у детей, которые много рисуют. Но не срисовывают, не копируют образец, координация руки и глаза может быть слабой (рисование у них осуществляется как мануальный акт). Такие дети в школе допускают ошибки при списывании, не видят их, проверяя свою работу.

В плане развития зрительно-моторной координации, говоря о рисовании, имеется в виду не только рисование с помощью карандаша. Это может быть рисование при помощи цветных резинок, плетение узоров на сетке с помощью цветных ленточек, использование цветных шнурков и поля от крупной мозаики. У ребёнка в процессе таких занятий развивается произвольное внимание, мелкая моторика, координация движений, зрительные функции прослеживания и фиксации. Цветоразличение и конечно зрительно-моторная координация.

Развитию зрительно-пространственной ориентировки способствуют занятия с «волшебными стеклами».

Рисование на песке, двумя руками одновременно,

положительно сказывается на синхронизации работы полушарий коры головного мозга и способствует развитию сенсомоторики.

К нетрадиционным приёмам рисования можно отнести «рисование ножницами». Просто копировать узоры детям порой не очень правится, чтобы сделать этот процесс более привлекательным можно предложить «рисовать ножницами» Практика показывает, что некоторые дети даже в подготовительной группе не очень уверенно работают ножницами. Поэтому данная работа помогает и развивать зрительно-моторную координацию и навыки работы ножницами. Вырезание бахромы позволяет развивать произвольность, ведь очень трудно резать только до определённого уровня.

Этот вид работы предполагает совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации. Возникают синхронные движения глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональных связей

Важно не забывать ещё о таком виде тонкой моторики как глазодвигательный праксис, являющийся основой оптико-ппространственной деятельности. Иными словами необходимо работать над формированием чётко скоординированных движений руки и глаза. С этой целью проводятся глазодвигательные упражнения. Их можно проводить, используя различные зрительные тренажёры. Цель проведения данных упражнений состоит в необходимости научить детей удерживать объект в поле зрения, следить глазами за перемещающимися в различных направлениях предметом без поворота головы в сторону его движения. На начальном этапе коррекционной работы ребёнок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет в пространстве; затем учится следить за движениями своей собственной руки, держащей искомый предмет и постоянно меняющий его расположение. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укреплять окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. На заключительном этапе глазодвигательные навыки сочетаются с артикуляционным праксисом (например, глаза движутся в одну сторону, а язык в другую).

Зрительно-моторная координация эффективно развивается и при выполнении различных двигательных упражнений; ходьба и бег по разметкам, катание на самокатах по ограниченной площадке, метание в цель.

«Справа. Слева, впереди – в обруч точно попади», «Человечки-схемы». Набрось кольцо на кольцеброс, поймай шарик ит. д.

Эти игры и упражнения способствуют развитию координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.

И только, достигая необходимого уровня зрелости зрительно-моторной координации, создаётся возможность реализации графо-моторной программы, включающей;

1. узнавание предметов и их контуров,

2 формирование навыков зрительного слежения,

3. закрепление и автоматизация графических навыков,

4. формирование элементов графических навыков.

Такая целенаправленная и систематически проводимая работа по развитию зрительно – моторной координации помогут ребёнку в достижении готовности к обучению в школе.

Литература:

Никулина Г. В. Фомичёва Л. В.

«Охраняем и развиваем зрение» - СПб «Детство – пресс» 2002.

Никулина Г. В.

Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения : рабочая тетрадь СПб 2004.

Смирнова Т. А.

«Особенности развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения»

Развитие практики образования лиц с нарушением зрения. Проблемы и перспективы. Сборник статей СПб 2010.

Сековец Л. С.

Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Нижний Новгород НГЦ, 2000.

Дружинина Л. А.

Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения – М : Экзамен 2006.

Материалы сайтов:

«Пси-шпаргалка психологический образовательный сайт» https://psylist.net/praktikum/

Дудьев В. П. Психомоторика: словарь – справочник 2008

«Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

https://www.rusaricles.com/pedagogika.

Публикации по теме:

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть I Для определения уровня личностного и умственного развития мы выбрали из огромного количества методик те, которые, с нашей точки зрения,.

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть II 7) «Разрезные картинки». Методика направлена на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения, оценку способности.

Доклад для родителей «О проблемах психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к успешному обучению в школе» (часть 2) Теперь поговорим о произвольном поведении. Известно, что у большинства детей 6-7 лет ещё недостаточно хорошо развито произвольное внимание.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 с нарушением зрения «Звуки [С]–[С`], буква «С» Тема: Звуки [С]– [С`], буква «С» Цель: развитие фонематического анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте. Задачи: 1. закрепление.

Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.

План-конспект занятия по развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения. Старшая группа. План-конспект занятия по развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения. Старшая группа. Тема: Чайная посуда.

Консультация для воспитателей «Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе» Начало школьного обучения – это закономерный и естественный переход ребёнка на более высокую ступень психического развития. В дошкольной.

Важный фактор готовности ребенка к школе — уровень развития зрительно-моторной координации Важный фактор готовности ребенка к школе – уровень развития зрительно-моторной координации. Многих родителей детей подготовительной группы.

Влияние игр на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Очень важно научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 06:42
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Зрительно-моторная координация-проблемная зона в плане готовности ребёнка с нарушением зрения к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Васильевна Гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД