Маркова Наталья Васильевна
Знакомство со сказкой как одна из форм совместной деятельности взрослого и ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Маркова Наталья Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории, МАОУ лицей № 180 «Полифорум», Россия, г. Екатеринбург; marina.eyvazova@mail.ru
ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА
Аннотация. В статье рассматривается роль художественной литературы во взаимодействии ребенка и взрослого, в формировании художественного вкуса маленького читателя. Автором представлен собственный педагогический опыт взаимодействия с младшими дошкольниками, методы и приёмы работы со сказкой, приёмы заучивания стихотворений наизусть в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Знакомство со сказкой как одна из форм совместной деятельности взрослого и ребенка» размещена в разделах
Ключевые слова: художественная литература, партнерская деятельность, сказка, младший дошкольный возраст, читательский интерес, методы.
В процессе формирования личности ребенка особое место принадлежит художественной литературе. Она расширяет его кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, формирует активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.
По словам известного литературоведа Ю. М Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт 6. И действительно, художественные тексты при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть умений, представлений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой, объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остается безучастным исполнителем, а как партнер вместе с ними удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности чтение не может осуществляться дошкольниками самостоятельно и переходить в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных произведений для чтения.
Ознакомление детей с литературой, должно способствовать решению следующих задач:
развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;
учить воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью;
побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка;
развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля;
формировать умение выразительного чтения наизусть потешек, стихов;
формировать умение словесного творчества.
Ознакомление детей с разными жанрами художественной литературы происходит во всех возрастных группах детского сада.
Одним из любимых младшими дошкольниками жанров художественной литературы является сказка. О мощном воспитательном потенциале сказки говорили многие педагоги: В. А. Сухомлинский, А. И. Никифоров, К. Д. Ушинский и другие.
Сказка привлекает ребенка своей яркой образной формой. Она дает раскрыться ребенку, поглощая его внутренний мир. Слушая сказку, ребенок переживает за ее героев, дошкольник стремиться идентифицировать себя с любимыми персонажами.
Педагог В. А. Сухомлинский отметил, что духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Сказка она не просто помогает развивать воображение ребенка, она помогает ему справляться с его внутренними переживаниями. Своей мудростью, с помощью фантастических героев юный читатель погружается в волшебный мир, где на простых вещах решаются серьезные проблемы. 7 .
Слушая литературные произведения, дети, прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Младший дошкольный возраст является значимым этапом в воспитании интереса к произведениям литературы и фольклора.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Сказки дети должны слушать в уютной обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов.
Маленькому ребенку необходимо читать вслух, чтобы он мог эмоционально реагировать на прочитанное. Отечественные и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух - это основа эмоционально-эстетического восприятия ребенком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего возраста чувство преобладает над разумом, размышление и оценка наступают тогда, когда ребенок эмоционально переживет прочитанное.
Сказки должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребенок должен уметь не только слушать, но и молчать, потому что в эти мгновения он думает, осмысливает новое.
Любимые сказки рекомендуется перечитывать столько раз, сколько просит ребёнок, используя игровые проёмы (театрализация, пальчиковые игры, «волшебный мешочек») Во время игры можно рассказывать сказки или истории, ранее прочитанные или же сочиненные.
Методы работы со сказкой в младшем дошкольном возрасте.
Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми - настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания.
Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Одной из характерных особенностей младшего дошкольника является интерес к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам рифмы, выразительной интонации, что широко представлено в сказках.
Изложение повествования в сказках ритмично. Ритм чувствуется как в композиции сказки, так и в языке. Приём многократного повторения придаёт ритмичность произведению («Репка», «Курочка – ряба»,»Колобок»).
В сказках часто встречаются песенки. Песенки могут выражать:
-условный знак (коза поёт козлятам)
-диалог (песенка колобка)
-душевное состояние (хвастливая песенка лисички «Лисичка со скалочкой».
Песенка не должна выделяться из общего тона всей сказки.
Стихи-повторения в русских народных сказках (не садись на пенёк, не ешь пирожок; кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт и др.) способствуют развитию памяти, воображения, формированию речевых умений у младших дошкольников.
При этом замечено, что труднее всего детям даются стихотворение и его запоминание. Нелегко запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, его личными переживаниями, интересами, потребностями. Когда нет мотивации для запоминания, тогда нет и результативной деятельности.
Для заучивания наизусть следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопереживать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.
При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение - мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Можно призвать на помощь и другие виды памяти, например, зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, при этом содержание стиха осязаемым, видимым, представляемым.
Заучивание наизусть, как правило, сопровождается демонстрацией игрушек, предметов, иллюстраций, рисунков, картин. В одних случаях наглядность используется для инсценировки стихотворения, в других она побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает, читая стихотворные строчки, и малыш, повторив их, без труда запоминает.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами различные виды театров с их атрибутикой. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в кукольном или в перчаточном театре.
При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». Распределяя строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка : давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой - короткие.
Еще можно предложить детям представить лестницу и на каждой ее ступени разложить весь текст стихотворения, а потом мысленно шагать по ступенькам и читать. Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов.
Во время самостоятельной декламации дети часто утрачивают интонации. Это закономерно, так как ребенок вынужден одновременно решать несколько задач: восстанавливать в памяти, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не изменяя их; читать выразительно. И пока он не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать. Поэтому дети должны иметь возможность повторить стихотворение в любой другой деятельности : на прогулке, во время игры, в процессе подготовки к празднику и т д.
Структура образовательной деятельности по пересказу художественных произведений имеет много общего с заучиванием наизусть. Сюда входят: чтение с установкой на запоминание; беседа, помогающая понять текст в целом и отдельные его части; чтение текста воспитателем после беседы; пересказ текста детьми. К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое». Анализ перечисленных приемов позволяет нам вернуться к положению, сформулированному ранее : приобщение ребенка к литературе, книжной культуре возможно только во взаимодействии с взрослыми именно от взрослого зависит результативность этого взаимодействия.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду. -М., 2018.
2. Иванова О. Л. Учимся читать художественную литературу. - М., 2020.
3. Ельцова О. М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. - СПб. ; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
4. Ельцова О. М. Волкова В. Н. Терехова А. Н. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. - СПб. ; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.
5. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. - М, 2020.
6. Лотман Ю. М. Структура художественного текста //. – СПб. : «Искусство – СПБ», 1998 – С. 285
7. Сухомлинский В. А. О воспитании / сост. Д. И. Латышина. – М. : Школьная Пресса, 2013. – 192 с.