Эльвира Абузярова
Конспект занятия по знакомству с татарской культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с культурой татарского народа.
2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента.
3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду : камзул, калфак, тюбетейка.
4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством слушания татарских песен.
5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.
Темочки:
Материал: Слайды с изображением татарских национальных костюмов, диск с записью татарской музыки, куклы, тюбитейка, блюдо: чак-чак.
Ход занятия:
Организационный момент:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним- тайга по нраву, другим- степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один- рыбак с рожденья, другой- оленевод.
Один кумыс готовит, другой- готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.
Воспитатель:
-Ребята, о чем это стихотворение?
(Ответы и рассуждения детей.)
-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей республике Мордовии?
Дети:
-Русские, мордва, татары,украинцы.
Воспитатель:
-Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад. Татарский народ тоже имеет свою культуру,праздники,обычаи и традиции, которые помнит и чтит.
Основная часть:
Воспитатель:
-Ребята у татарского народа как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом,место где проводят праздник называют" майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "кереш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана.
-После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
-А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.
Буген безде Сабантуй
Эшлереннен барын куй!
Тизрек йегер мейданга,
Байрам башлана анда.
-Понравилось вам стихотворение?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.
(Включается отрывок песни Сабантуй.)
-Понравилась вам песня? Какая она?
Дети:
-Веселая, задорная.
Воспитатель:
-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть как выглядит татарский национальный костюм?
(Демонстрация слайдов.)
-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы,тюльпаны, листья,веточки.
Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка,одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
-Ребята, а к нам в гости пришли куклы Ляйсен и Гульнара. У них красивые татарские имена. И по национальности они татарки. Давайте поздороваемся с ними на татарском. Кто знает, как здравствуйте, на татарском?
Дети:
-Исянмесес.
Воспитатель:
-Во, что они одеты?
Дети:
-В татарские национальные костюмы.
Воспитатель:
- Ребята, кто скажет, что у Гульнары на голове?
Дети:
-Калфак.
Воспитатель:
-Что у нее одето поверх платья?
Дети:
-Камзул.
Воспитатель:
-Как называются сапоги у Ляйсен?
Дети:
-Ичеги.
Воспитатель:
-Ребята куклы хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется'' Тюбетейка".
(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)
-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?
Дети:
-Да.
Заключительная часть:
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали на занятии?
-Какие новые слова узнали?
-Как называется любимый татарами праздник?
Дети:
-Сабантуй.
Воспитатель:
-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?
Дети:
-Калфак и тюбетейка.
Воспитатель:
-Ребята куклам понравилось у нас на занятии, но им нужно собираться домой. Давайте скажем им до свидания, на татарском.
Дети:
-Савбулыгыз!
Воспитатель:
- Ребята вы все хорошо поработали на занятии, и куклы приготовили вам сюрприз. Они хотят угостить вас татарским национальным блюдом чак-чак.