Евгения Предвичная
Знакомство с народной культурой в ходе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Предвичная Е. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №50 Приморского района
Санкт-Петербурга
Знакомство детей с народной культурой в ходе проектной деятельности.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Публикация «Знакомство с народной культурой в ходе проектной деятельности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. Как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Комарова Т. С., СакулинаН. П., ШпикаловаТ. Я.) дошкольный возраст является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Одним из принципов ФГОС ДО является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Проектная деятельность, является наиболее эффективным средством приобщения дошкольников к народной культуре – обогащение знаний и представлений детей по народной культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях. Знакомить детей с народным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах художественно-эстетического развития. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно, развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм.
Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является фольклорный праздник - обряд. Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (речевого, песенного, танцевально- игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивает детей на естественное и положительное восприятие общего праздничного действия. Календарные праздники, («Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и т. д.) повторяясь традиционно из года в год, приучают детей осознавать обрядовые каноны и правила.
Насыщенность народных праздников творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка, отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения (развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость). Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательны
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов в мини-музеи, в украшении группы, в пополнении развивающей среды, участвуют в проектах.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации: уголки ряжения, театральные, музыкальные, изо уголки, игровые уголки. Создание мини – музеев, «Музей народной игрушки», «Музей Матрешки», «Музей русского быта», «Музей народного творчества». Особенностью музеев является то, что в них представлены предметы, рассказывающие о жизни русского народа, представлены небольшие экспозиции, знакомящие детей с историей и разнообразием народной игрушки, историей матрешки, элементами русского костюма, с изделиями мастеров русской земли.
Проектная деятельность способствует изменению межличностных отношений между детьми, между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Проектная деятельность направлена на развития у детей познавательного интереса, поисково-исследовательских навыков, умения самостоятельно формулировать вопросы, решать возникшие перед ними проблемные ситуации.
Традиции народа передаются из поколения в поколение, формируя его национальные особенности, его индивидуальность. Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. Национальная память народа хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.