Ольга Сидорова
Знакомство с Китаем и Японией
▼ Скачать + Заказать документы
Познание: познакомить с Китаем и Японией, с символами стран. Закрепить представление детей об обычаях, традициях. Дать детям представления о легендах Китая и Японии. Создать веселое настроение.
Экология: дать представление о природе стран. Уточнить представления детей о панде. Дать представление о бамбуке.
Коммуникация: Познакомить с некоторыми китайскими и японскими названиями. Выразительно читать стихотворения. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова, словотворчество; развивать коммуникативные навыки. Закреплять умение отгадывать загадки.
Публикация «Знакомство с Китаем и Японией» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Социализация: закреплять умение двигаться слаженно, развивать реакцию, ловкость, внимательность. Закреплять умение играть в парах, соблюдать правила игры.
Художественное творчество: Познакомить с красотой природы и сооружений, сделанных руками человека. Развивать точную координацию движений при работе с бумагой,активизировать моторику рук.
Музыка: познакомить с китайской и японской музыкой, с китайским инструментом из бамбука – пан-флейтой.
Оборудование: карта мира для детей, глобус, фотографии с достопримечательностями и видами природы и городов Китая и Японии, китайцы и японцы в национальных костюмах, аудиозапись китайской музыки, китайский веер, открытки с пандой, китайский календарь, фото японского флага, пагоды, храмов, Фудзиямы, дерево бонсай, фото икебаны и Манеки Нэко, цветная бумага на каждого ребенка.
Ход занятия:
Нихао – здравствуйте по-китайски. Сегодня мы совершим путешествие на восток, в Азию. Садимся на самолет и в путь. Заводим моторы.
Совершаем посадку в Китай. Показ карты мира. Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. На протяжении многих веков это была могущественная империя, которую сами китайцы называли Поднебесной – в знак того, что ей не было равных среди других государств. (Показ открыток с видами Китая.)
Чтение ребенком стихотворения.
Прекрасная страна, Китай
И чудный в ней народ,
Свой путь он избирает сам
О нём он и поёт.
Мы продолжаем наше путешествие дальше лететь нельзя едем на автобусе.
Звучит фонограмма «Автобус» Е. Железновой.
А вот и главная достопримечательность - Великая Китайская стена – была построена для защиты от врагов. (Показ иллюстрации). Ее длина около 4 000 километров, а на верху ее могут разъехаться две телеги с лошадьми.
Стихи читают дети:
Китай отгорожен Великой стеной.
Стоят в нём дворцы, красоты неземной?
Парит ли дракон над Китаем?
Он может быть необитаем?
Когда бы не стало Великой стены,
Мы видеть могли бы китайские сны
И платья волшебного шелка.
Ну, где же окно или щелка?
Много лет китайцам нельзя было иметь личный автомобиль. Поэтому, в стране очень много транспорта, который вы все хорошо знаете. Загадка о велосипеде. Читает ребенок.
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
И бегут два колеса.
Угадайте, есть ответ,
- Это мой.
Сели все на коврик и покажем как мы поедем на велосипеде.
В Китае очень много озер и рек. Самые известные среди них – Янцзы (в переводе Голубая река) и Хуанхэ (Желтая река). В долинах этих рек живет большая часть китайского населения. Так как в стране много воды, то жители вынуждены строить свои дома на возвышенностях или на сваях, которые называются «Ганьлань» (показ домов)
Садимся в «лодку» и плывем-плывем по Желтой реке.
Рассказ ребенка о бамбуке.
«Главный строительный материал – бамбук. Он очень быстро растет до 1 метра в сутки и достигает в высоту пятиэтажного дома. Из него строят не только дома, но и водопровод, мебель, бумагу, веера, музыкальные инструменты.»
Мы передохнем в хижине (показ) и послушаем инструмент из бамбука – пан-флейту и м легенду о панде.
Слушание легенды на фоне китайской музыки со звучанием пан-флейты.
Давным-давно семья китайских пастухов поселилась на склоне горы. Каждое утро они выводили овец пастись вблизи зарослей бамбука. Из лесу поиграть с овцами выходила Большая панда, ведь он был таким же белым, как они. С маленькой девочкой пастушкой Панда подружилась, и они стали весело играть вместе. Однажды огромный леопард напал на стадо. Овцы разбежались, а Маленький панда не умела быстро бегать. И не миновать бы ей погибели, но молодая пастушка не растерялась и стала бить леопарда палкой. Она отогнала злого зверя, но сама умерла от ран. Когда остальные панды узнали, что девочка отдала свою жизнь за их собрата, они начали горько плакать. Плача, панды терли глаза и закрывали уши, чтобы не слышать воплей. Утешая друг друга, они держались за лапы и всхлипывали. Горе было так велико, что лапы почернели и с тех самых пор их шкурка почернела. Все панды носят траур по храброй пастушке.
Чтение ребенком стихотворения:
Панде нравится бамбук
сладкий как конфета.
Нет еды вкусней вокруг
ни зимой, ни летом.
Ушки черные и лапы,
Может грозно зареветь.
Панда тоже косолапый,
Но бамбуковый медведь.
Панда стала национальной эмблемой Китая. Китайское имя означает «медведь-кошка», западное имя - «пятнистый медведь» .
Отправляемся на велосипеде на поля Китая. Садимся на коврик.
Издавна он славится разведением тутового шелкопряда, из куколок которого прядут нити для шелка. (показ китайского веера из шелка) Кроме шелка Китай дает рис, хлопок, сою, чай. Большое значение имеет изготовление фарфора. Как вы думаете, кого китайцы любят изображать на фарфоре?
Чтение загадки ребенком:
Я живу в большой пещере,
За сокровищем слежу.
Вы мне можете не верить,
Я вам адрес не скажу!
От рассвета до заката
Стерегу я груды злата.
И вышвыриваю вон
Всех гостей, ведь я – (дракон)
Подвижная игра «Поймай дракона за хвост»
А теперь передохнем в пагоде (показ) и послушаем сказку о китайском календаре.
Подрались под Новый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака и Петух –
Шерсть летит и пух!
Но с небес на это строго
Посмотрел китайский бог.
И сказал: «Пора, ей-богу,
Прекратить переполох!
Будут править каждый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака и Петух –
Каждый в свой черёд!»
И пошли царить по кругу,
Соблюдая календарь,
Звери, птицы – все друг другу,
Друг, товарищ, брат и царь.
Садимся в лодку и переплываем море.
Мы оказываемся на острове. Там находится страна, которая первой встречает солнце. Ее так и называют «Страна восходящего солнца», даже на флаге там изображено солнце. Кто знает, что это за страна? (Япония)
Чтение ребенком стихотворения:
Страна восходящего солнца
Есть у японцев для солнца оконца
Утром посмотрит японец в окно
И сразу видит, как всходит оно.
Япония находится на островах, на которых часто встречаются землетрясения. Поэтому традиционные японские дома – пагоды строятся очень легкими. А небоскребы по типу пружины. Во время толчков они просто качаются, но не разрушаются. Дома сделаны из раздвижных рам. Когда жарко, двери открываются и дом превращается в беседку.
Садимся на автобус и поехали на экскурсию.
Звучит «Автобус» Е. Железновой.
А над городом упирается в заснеженные облака символ (показ иллюстрации) и главная достопримечательность страны – Фудзияма.
Чтение ребенком стихотворения
Посмотрите, вот Япония!
Страна чайной церемонии.
Все здесь ходят в кимоно,
Здесь в чести борьба сумо.
Снег лежит на Фудзияме,
И бывают здесь цунами.
А в скверы и парки японцы ходят только пешком и мы совершим пешую прогулку.
Рассматривание пейзажей Японии. (фотографии)
Любовь к природе проявляется в таких занятиях, как икебана – составление букетов и бонсай – искусство выращивания маленьких настоящих деревьев. (показ картинок и образца)
Есть в Японии сады камней, где нет ни одного дерева, а камни поставлены в определенном смысле. Посмотрите и у нас сделан «сад камней» присажиайтесь.
Игра в парах «Камень - ножницы – бумага»
Визитной карточкой Японии является сакура – вишневое дерево, цветущее розовым цветом. В эти дни отмечается праздник цветущей сакуры. (Показ картин и иллюстраций)
Слышите, кто-то мяукнул у дверей. Да это еще один символ Японии - Манеки Нэко. Кошка, приглашающая счастье и удачу. Послушайте японскую легенду :
Давным-давно, когда Японией правили могущественные сёгуны (правители, к западу от Токио находился очень бедный буддийский храм. (показ) Настоятелю с трудом удавалось сводить концы с концами. Все шло к тому, что храм придется закрыть. Как-то вечером, сидя в компании своих кошек, настоятель обратился к ним с вопросом: Как нам спасти храм? Но кошки ничего ему не ответили, а продолжили умываться и заниматься своими кошачьими делами. И вот некоторое время спустя дождливой темной ночью мимо храма проезжал отряд самураев. (показ иллюстрации). Застигнутые непогодой, они искали место для ночлега. Могущественный даймё, возглавлявший отряд, вдруг увидел сидящую за воротами храма кошку — ему показалось, что она приглашала воинов войти. Движения умывающейся кошки очень походят на жест приглашения по-японски. Удивленные воины спешились и направились к храму. Оттуда вышел настоятель и пригласил их войти. Внезапно началась ужасная гроза, и самураи очень обрадовались тому, что так удачно нашли прибежище в храме. Настоятель приготовил для них чай. Воинов потрясли его доброта и образованность. И спустя некоторое время правитель провинции прислал в дар храму щедрые пожертвования. Эта история стала широко известной, и кошка с поднятой лапкой, а то и с двумя сразу стала маленьким символом счастья, который сейчас можно встретить в Японии повсюду. Их зовут Манеки Нэко. В переводе с японского нэко — это кошка, манэку — манить, приглашать, а в сочетании эти два слова означают «кошка, приглашающая удачу и счастье».
А теперь садимся на лодку и отправляемся дальше. Чтение загадки ребенком:
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Кто это? (журавлик)
Присаживайтесь на татами (ковер) и разбирайте бумагу.
Сегодня мы будем делать журавлика из бумаги, по технике оригами что означает «сложенная бумага». Это древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Чтение ребенком стихотворения
Кто-то когда-то придумал бумагу,
И даже не ведал о том,
Что маленький листик поведает миру
Великую тайну потом.
Тайну открытий, тайну движений
Хранит этот маленький лист.
В нем прячутся белки, цветы и игрушки,
Семейство рыженьких лис.
Изготовление журавлика из бумаги.
• Взять квадратный лист бумаги.
• Сложить по диагонали.
• Нанести рисунок, можно по шаблону.
• Сделать разрезы по нанесенным линиям.
• Квадрат развернуть.
• Передний кончик протянуть под туловищем и заткнуть в последнюю прорезь хвостовой части.
• Перышки можно слегка загнуть.
Вот и закончилось наше путешествие по Китаю и Японии. А сейчас немного поиграем. Я говорю утверждение, если вы согласны хлопайте в ладоши, если нет молчите.
В Китае есть желтая река.
Панда ненавидит бамбук.
Бамбук очень быстро растет.
В Китае есть Китайская стена.
Там летают драконы.
Китайцы едят палочками.
В Китае не любят рис.
Япония находится на острове.
Сакура – это груша.
Манеки Нэко – это собака.
Фудзияма – это гора.
Оригами – это кушанье из рыбы.
Самураи – японские «рыцари»
Суши – это мокрое белье.
Ритуал прощания. Поклон со сложенными руками. «Киитос» вам за занятие, «Саенара»