Наталья Ступа
Знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №220
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной группе с использованием ТСО
Знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри»
подготовила воспитатель
Ступа Наталья Александровна
2018
Цели:
1. Знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри»;
Темочки:
- Богатыри
- Васнецов В. М. Картина «Богатыри»
- Васнецов В.М., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
2. Создание необходимых условий для успешного и разностороннего обучения, способствующих активизации речи, развитию познавательных процессов;
Задачи:
1. учить фронтальной работе с демонстрационным материалом;
2. обучать навыкам самостоятельной работы с раздаточным материалом;
3. учить разрешать проблемные ситуации.
Материалы:
Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри» (презентация, книги о богатырях, слайды; звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Богатырские ворота» М. Мусоргского из «Картинок с выставки».; раздаточный материал по количеству детей(«Разрезные картинки», «Набор букв»)
Методические приемы:
Сюжетно-тематическая форма проведения с использованием комплексно-игрового метода организации фронтальных занятий: беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование; использование ТСО. Лексико-грамматические упражнения, народных пословиц и загадок, сюрпризный момент.
Словарная работа:
Русь,степь, предки, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, я сегодня получила необычное письмо, ждала вас, чтобы вместе его прочитать, как вы думаете кто бы мог его написать… (старинное….)
Читает…
«Дорогие ребята, случилась беда, кто-то испортил полотна картин в нашем музее, где изображены наши великие и могучие Богатыри русские, помогите пожалуйста восстановить картины и приходите к нам на экскурсию. Директор Музея….»
Воспитатель:
(переход к столам для работы в подгруппах по собиранию разрезных картинок….)
Дидактическая игра «Собери картинку»
Правила игры: детям раздается пять пакетов в них разрезные картинки на историческую тему. Как только задание выполнено слышится колокольный звон. (запись колокольного звона)
Воспитатель:
Слышите, ребята. Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг. Но защитники земли русской богатыри стояли на страже своей русской земли и зорко охраняли ее, просмотр картины …
Воспитатель:
Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря.)
Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)
Кто слева от Ильи Муромца? Расскажите о нём (Добрыня Никитич).
Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).
Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов)
Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы, народ)
Главным другом богатырей был конь.
Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка).
Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меч)
Дети читают стихи о богатырях
1. Три защитника, три брата,
Три богатыря!
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,Гоша)
2. Мать-земля, родные хаты….
-эй,смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь…
Враг! не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырь родной (Вова)
3. Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей (Артем С.)
4. Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман! (Камилла)
Воспитатель:
Ребята, а что растёт на земле Русской?. предлагаю вам поиграть в игру, которая превратит нас в команду настоящих русских богатырей, которые защищают хлеб, народ, Родину
Игра –хороводная «Русские Богатыри» (физминутка)
Нивка, нивка (Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Яровая жинка,
Уроди пшеничку,
Горох да чечевичку (Делают взмахи руками снизу вверх) .
На поле копнами (руки вверх,
На столе пирогами (Лепят пироги) .
Нивка золотая (Идут по кругу,
Добра, медовая,
Принеси нам хлеба
Стебелек до неба (руки вверх)
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь (Взявшись за руки, поднимают вверх)
Стебель в оглоблю
Колос в дугу (Наклоны вправо-влево)
Встань, рожь большая,
Вот такая (Руки вверх)
Расти, копна золотая, -
Вот такая. (Присели, медленно встать, поднимая вверх)
Дидактическая игра «Найди нужную картинку».
Воспитатель:
Я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете показать ответ в виде картинки
Выйду в поле: широта-раздолье!
Солнышку поклонюсь, цветикам улыбнусь
Красотам летним, ярким и неприметным,
Травушке-муравушке зеленой, пахучей,
Уж нет ее лучше,
Нет и Родины краше, чем Русь наша!
Знают взрослые и дети,
нет его сильней на свете.
Одного напомню я -
Это Муромец Илья. (богатырь)
В век мечей, щитов и копей,
Грозных рыцарских утех
Был у воинов в Европе
Латный боевой доспех –
Толстый, грузный, неуклюжий
От опасности любой
Он от пяток до макушки
Прикрывал бойца собой. (Кольчуга)
Наездник на спине моей,
обгоняем мы людей.
Скачем, мы, через поля,
узнаете, кто же я? (Конь)
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
Воспитатель:
Дидактическая игра «Выложи слово» Звучит запись «Богатырские ворота» Мусоргского.
правила игры: детям выдаются конверты с буквами, под каждой картинкой нужно выложить соответствующее слово
(в игре не хватает «ь» знака, дети должны определить почему слово не читается правильно)
Давайте прочитаем слова, у нас не получается слово, почему? Потому что не хватает буквы, какой? Давайте прочитаем слова, которые у вас получились
( на доске : Рус. ,степ., богатыр., кон., кол. чуга.)
Воспитатель:
Мы поставим мягкий знак
Нежно капелькой - вот так.
Букву капелька смягчит –
Слово мягко зазвучит. (ставите мягкий знак к каждому слову)
Русь, степь, богатырь, конь, кольчуга.
Снова прочитаем слова…. Как вы думаете, теперь звучат правильно?
Воспитатель:
Задания на этом не закончились, в конверте есть ещё одно: ( Задание: («Зачеркните «Ь» и прочитайте слово».)
(выдаются листочки с напечатанным словом - отгадывание ребуса)
Ьмьоьльоьдьеьцы!
Молодцы! А ещё в конверте директор музея оставил для вас награды, за прохождение всех испытаний