Оксана Жарких
Рассматривание и беседа по картине В. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Защитники земли Русской»
Тема НОД:«Рассматривание и беседа по картине В. Васнецова «Богатыри».
(речевое развитие)
Цель: Создать условия для ознакомления детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»
Задачи:
Публикация «Рассматривание и беседа по картине В, Васнецова „Богатыри“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
1. Обучающая: Формировать умения дошкольников составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине,использовать все компоненты устной речи. С помощью взрослого составить план рассказа и придерживаться его.
2. Развивающая: развивать связную речь; память, внимание, мышление. Обогатить словарь словами : -Русь, богатырь, кольчуга, былина, палица, лук, колчан.
3. Воспитательная: Воспитывать уважение и любовь к Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.
Виды деятельности: коммуникативное, познавательное, речевое развитие
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: описательный рассказ по картине, беседа.
Оборудование: ЭОРы: картина «Богатыри» В. М. Васнецова. Дид. игра «Собери богатыря в дорогу»
Предварительная работа: Беседы с детьми о том, что такое изобразительное искусство.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание
Вводная часть (мотивация)
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.
- Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возмемся
И друг другу улыбнемся.
- Основная часть. Решаем поставленные задачи.
-Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем. (Россия – самая большая, огромная, красивая, богатая страна в мире.)
- Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой? (Нет, она была маленькой. Называлось она Русь. Хорошо жилось на Руси-матушке.
Послушайте поговорку "Славна богатырями земля русская".
- Попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
Дыхательное голосовое упражнение.
-Сейчас поработаем голосом и скажем слово «богатырь» тихо, громко, медленно, быстро, гордо.
Смена деятельности (встают вокруг столов, рассматривая картинки с богатырями)
- Кто такие богатыри? (Воины, борцы, защитники, силачи)
Игра. Передаем картинку богатыря по кругу и говорим :
- А какие они были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие, уверенные, бесстрашные, мужественные, решительные, героические, доблестные.
-А что они делали, чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов, защищали, охраняли Русь)
- А что может быть богарырским? (конь, меч, свист, удар.)
- А откуда вы знаете о богатырях? (Из былин, русских народных сказок, поэм.
- А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. что было давным-давно).
Д/игра "Собери богатыря в дорогу" (словарная работа)
Цель: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия.
Материал: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия.
Ход: Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю, составляя на доске схему-кластер.
Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову, изготавливался из металлических пластин
Кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело.
Круглый красный щит.
-Палица- большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из металла.
Копье с острозаточенным наконечником.
Меч – главное оружие богатыря.
Лук и стрелы вид оружия
колчан- сумка для хранения стрел
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря»
- Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов
-Как вы думаете, какое название этой картины? «Богатыри». Рассмотрите картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка.
- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.).
* Кто здесь изображен? ( Ответ детей: богатыри русские)
* Назовите их по именам (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович самые любимые и известные русские богатыри.
* Какими изображены богатыри? Какие у них лица? Одежда? Оружие? Какие кони под ними и чем они украшены? (Дети рассказывают о каждом богатыре отдельно) Составление небольшого рассказа по картине.
-Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нём : Кто это? (Это богатырь Илья Муромец.
-Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)
-Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.)
-Какой у него конь? (У него черный большой конь)
- Как он вооружён? (В руках у него копье палица.)
- Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей.)
А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?
-Какой он? (сильный, отважный). Кто еще дополнит?
-Какие доспехи защищали его? (кольчуга, шлем)
-Чем он вооружен? Расскажите о коне.
-Третий богатырь – Алёша Попович. Попробуем составить рассказ и о нём. Кто хочет рассказать?
Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Он красиво сидит на своем коне. К седлу прикреплены гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Водной руке у богатыря стрела, в другой лук. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.
В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.
-Каковы отношения между богатырями?
- Какая природа окружает их? - Богатыри стоят на холмистом лугу под хмурым пасмурным небом отчизны.
* Что делают в поле богатыри? (в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.)
* Какой богатырь вам больше нравится? Почему?
* Чем вам понравилась картина?
Составим план для рассказа : 1. Как зовут богатырей, описать характер
2. Одежда, оружие.
3. Кони.
3. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями.
А вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри(
Богатырь - вот он каков : Показывают силача
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, Поднимаем руки высоко вверх
Станем, как богатыри!
-Послушайте, как я составлю рассказ по этой картине.
«На границе три богатыря стоят на страже своей Родины. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются в его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Богатырь хорошо вооружен : в правой руке булатная палица, за спиной колчан со стрелами; в левой руке щит и длинное копье. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, потому что любит богатырь свою Родину и честно служит ей. Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага.
По правую руку от него - Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Он одет богато и нарядно, вынимает меч из ножен. конь под ним белый, длинногривый.
Третий богатырь - Алеша Попович, тоже храбрый, смелый и находчивый. Хитер Алеша! Не смотрит он в сторону врага, а лишь косит глаза, тугой лук у него всегда наготове. Его рыжий конь низко опустил голову, щиплет траву, но уши навострил. У богатырей одна цель - не пропустить врага, крепко стоят на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, серыми тучами. За холмами и степью раздольная Русь, которая вырастила богатырей на свою защиту».
Составление рассказа по плану.
-Теперь вы придумайте свой рассказ по картине
-Вспомните, как называется картина? Кто её написал?
- Кто из богатырей вам больше нравится? (Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый и товарищ хороший. Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.)
-Чем отличаются богатыри друг от друга? (Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга.)
-Чем схожи богатыри? (Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.)
. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?
Игра «Доскажи пословицы»
«Сам погибай, - а товарища выручай»
«Счастье Родины – дороже жизни»
«За правое дело – стой смело
«Человек без Родины – что соловей без песни»
«Один в поле – не воин»
-«Молодцы, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)
III. Заключительная часть. (рефлексия).
Какую картину мы с вами рассматривали? Кто ее написал?
* Какие новые слова вы узнали сегодня?
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?
- Где их можно встретить? (Все военнослужащие, пограничники, пожарные, космонавты, полицейские, врачи
-Почему вы так считаете? (Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.)