Юлия Соколова
Консультация «Знакомство ребенка с часами»
▼ Скачать
«Знакомство ребенка с часами»
Время является регулятором жизни и учебной деятельности ребенка. Психологические исследования доказали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления. В настоящее время проблема ознакомления детей дошкольного возраста с часами является актуальной. Несмотря на то, что сейчас очень популярны электронные цифровые часы, на которых высвечивается текущее время, необходимо научить ребенка определять время, используя стандартные часы. Глядя на циферблат, ребенок не только сможет определить, который час, но и получить ощущение времени. Многие дети механически реагируют на цифры, высвечивающиеся на электронных часах, но при этом чувство времени у них совсем не развито.
Публикация «Консультация „Знакомство ребенка с часами“» размещена в разделах
Итак, с чего начать?
- Рассмотрите с ребенком часы, которые есть у вас дома и закрепите их названия (настенные, наручные, настольные и т. д.). Сравните их между собой (чем отличаются, что общего). Для большей наглядности целесообразно использовать картинки и фото с интернета.
- Прочитайте и выучите с ребенком понравившиеся стихотворения о часах, авторы: Е. Горбовская, Т. Ефимова, О. Димакова, Н. Чупрова, И. Шимко, Н. Астахова, Г. Терешкова, Н. Уманская, Ю. Мориц, В. Орлов «Часы». С. Баруздин «О человеке и его часах», «Тик и так», например, стихотворение Н. Уманской
- Рассмотрите с ребенком книги про часы :
Е. Шварц "Сказка о потерянном времени"
Прокофьева "Часы с кукушкой"
Ф. Л. Баум "Дедушка-Время".
- Познакомьте ребенка с понятием «циферблат», расскажите, что обозначают стрелки, познакомьте с разными понятиями (секунда, минута, час, полчаса, четверть часа, сутки).
- Предложите ребенку выложить из палочек числа от 1 до 12.
- Сделайте с ребенком самодельные часы. На учебных часах установите какой-нибудь час, например, восемь. Попросите указать на длинную, минутную стрелку. «Правильно, она на двенадцати. Это значит ровно». Затем попросите его указать на короткую, часовую стрелку. «Сколько сейчас на часах?»
Определение времени, когда минутная стрелка показывает 5 минут следующего часа, начните с определения часа. («Который час следующий?» «Девять часов.») Затем попросите ребенка отсчитать пять рисок (до цифры «1»). После того как ребенок научится определять время, когда это 5 минут следующего часа, перестаньте отсчитывать минуты по одной и начните отсчитывать по пять. Чтобы научить умению определять половину часа, отсчитывайте по пять минут, пока не дойдет до 30 минут, на что и указывает минутная стрелка. «Сейчас 30 минут девятого». Когда ребенок освоит этот навык, объясните «Ты можешь также сказать половина девятого».
Чтобы научить умению определять время, когда минутная стрелка показывает, что до следующего часа остается 5, 10, 15, 20 и 25 минут, сначала отсчитайте от цифры 12 по пять минут, пока не дойдете до места, на которое указывает минутная стрелка. Поясните, что это: начало часа или без скольких-то минут час. Попросите назвать час, ориентируясь на часовую стрелку. когда минутная и часовая стрелки расположены в промежутках между двумя цифрами, попросите назвать эти цифры и и какая из них ближе к стрелке. Когда минутная стрелка находится на расстоянии одной или двух минут от одной из цифр, ребё нок должен говорить: «Сейчас примерно.» Например, на часах 10 :14. Ребё нок должен сказать: «Сейчас примерно 15 минут одиннадцатого» или, если на часах 10 :11, «Сейчас примерно 10 минут одиннадцатого».
Чтобы поупражнять детей в чувстве времени, научите ребенка выполнять задания за определенный промежуток времени, используя при этом песочные часы (1 минута, 2 минуты, 3 минуты, 5 минут).
Например:
- Надо одеться (раздеться) за 1 минуту. …
- Надо заправить кровать за 2 минуты.
- Надо почистить зубы за 3 минуты.
- Надо собрать разрезные картинки за 5 минут.
- Научите ребенка контролировать время по песочным часам; определять время без песочных часов (учите планировать объем работы на минутный, двухминутный, трехминутный интервалы времени).
Например, Вы предлагаете ребенку :
- Нарисуй палочки высотой «одна клетка» с интервалом в одну клетку. Как только ты почувствуешь, что минута заканчивается, закончи задание (переворачиваете одноминутные песочные часы так, чтобы ребенок их не видел).
Результат:
- у Вашего ребенка уточняются и конкретизируются представления о необратимости, ценности времени;
- Ваш ребенок получит положительные эмоции и удовлетворение от результатов своих достижений.
Интересные факты о времени:
Сейчас слово «Момент» означает что-то мгновенное, хотя изначально это староанглийская мера времени и равнялась она 1,5 минутам.
Раньше словом «Неделя» называлось воскресенье — день, когда ничего не делают. Но позже так начали обобщенно называть семь дней. Несмотря на это, в некоторых языках (например в украинском) это название не менялось.
На разных этапах развития цивилизации человечество использовало солнечные, звездные, водяные, огневые, песочные, колесные, механические, электрические, электронные и атомные часы.
Все часы идут слева направо (по часовой стрелке). Так стало заведено из-за того, что точно по такой же траектории идет тень у солнечных часов.
Биг Бен — это название не башни, а 13-тонного колокола, который звонит внутри.
Средняя продолжительность жизни человека составляет около 2,5 миллиардов секунд.
Самый долгий день в году - 21 июня, когда наступает летнее солнцестояние.
Самый короткий день в году - 22 декабря, когда наступает зимнее солнцестояние.