Мария Сопронюк
Знакомство дошкольников с портретом как жанром изобразительного искусства
Портрет
- сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов.
Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления:
Публикация «Знакомство дошкольников с портретом как жанром изобразительного искусства» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
1) Формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
2)Постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета.
Первое направление будет осуществляться во время НОД, в играх, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.
Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).
Этапы работы
На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от натюрморта и пейзажа. Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице, представлены руки в каком-либо движении, жесте.
На следующем этапе следует отобрать портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.
Беседы о портретной живописи строятся на основе трех групп вопросов
Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: "Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон)рассказали о человеке?". При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: "О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?". Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.
Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: "Что рассказало лицо человека?Какую "тайну" в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?".
Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т. д.): "Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?".Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного.
В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием "вхождения" в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.