Лариса Маклакова
Знакомство дошкольника с игрой в футбол и историей ее возникновения (консультация для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Настоящая статья посвящена знакомству дошкольников с футболом. Выделяются основные задачи и принципы обучения детей футболу, характеризуются этапы «погружения» детей в игру, даются рекомендации по введению необходимой теоретической информации об этом виде спорта.
В настоящее время многие родители считают, что ранее начало занятий иностранным языком, музыкой, танцами, рисованием и пр. способствует быстрому и качественному развитию ребенка, готовит его к дальнейшей жизни, получению образования и профессии. Это распространяется и на физическую культуру и спорт: вовремя начатые занятия благоприятствуют максимальному развитию природного потенциала ребенка.
Публикация «Знакомство дошкольника с игрой в футбол и историей ее возникновения (консультация для родителей)» размещена в разделах
- Виды спорта
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Футбол для детей
- Темочки
Безусловно, возникает вопрос : нужно ли заниматься с ребенком футболом, если еще не известны его наклонности, желания, пристрастия? Ведь вполне возможно, что он выберет другой вид спорта или вообще не захочет связывать жизнь с этой сферой. По мнению П. А. Лукашова, этого не следует бояться, поскольку: «1) занятия футболом дадут ему отличный фундамент физической подготовки и будут способствовать гармоничному развитию; 2) есть разделы подготовки, где упущенное время уже нельзя компенсировать; 3) даже если ребенок в дальнейшем выберет далекий от спорта вид деятельности, заложенная база физической готовности ему обязательно пригодится, а привычка тренироваться будет способствовать здоровому образу жизни».
Впрочем, занятия футболом в дошкольном возрасте могут проводиться не только в специальных спортивных учреждениях: в детском саду вполне реально научить ребенка основам футбола, познакомить с основными приемами, правилами этой игры, с историей данного вида спорта.
Обобщение опыта педагогов позволяет выделить следующие принципы обучения футболу дошкольников :
в младшем дошкольном возрасте нельзя ограничиваться одним футболом, поскольку самое главное – всестороннее гармоничное физическое развитие;
все осуществляется только через игру;
дошкольник не должен понимать, что его тренируют: тренировки должны быть для него развлечением, общением, удовлетворением физиологической потребности в движении;
нужно избегать большой физической нагрузки без мяча, иначе тренировка вызовет отторжение;
следует предпочитать естественный газон занятиям в зале, чтобы дети избегали травм и больше дышали свежим воздухом;
мяч должен соответствовать возрасту;
требуется постоянное разнообразие форм занятий, места проведения и партнеров;
целенаправленно техника не вырабатывается, хотя ошибки исправляются;
надо стремиться воспитать «двуногого» игрока, обращая внимание на равномерное участие ног в игре;
у ребенка в определенном возрасте должен иметься «кумир» – известный футболист, на которого есть желание равняться;
главное в дошкольном футболе – это координация движений.
К задачам обучения футболу в дошкольном возрасте В. Н. Сорокина относит следующие :
познакомить дошкольников с игрой в футбол, историей ее возникновения;
формировать элементарные для футбола действия с мячом;
воспитывать интерес к действиям с мячом;
совершенствовать технику ходьбы, бега;
познакомить детей с условиями игры в футбол, игровым полем, разметкой;
учить игровому взаимодействию с другими игроками;
развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость;
учить ориентироваться на игровом пространстве, развивать глазомер, точность;
формировать потребность и желание играть в футбол.
Вводить элементы футбола можно уже начиная с 1 года. Конечно, речи о футболе как игре здесь речь не идет: ребенку просто предлагается в игровой форме осуществлять разные манипуляции с мячом (катить, метать, бить ногой, пытаться ловить, бегать с ним, подражать взрослому, останавливающему, перебрасывающему мяч и т. д.).
В 2–2,5 года ребенку требуется уже ежедневная физическая нагрузка, а игры становятся сложнее. В этом возрасте ребенок понимает цель игры, но процесс захватывает куда больше, поэтому он может увлекаться полетом мяча, наблюдать за вратарем, забывая о цели — забить мяч. Для детей этого возраста вводятся разные беговые упражнения. Самое главное в этом возрасте — не нажимать на ребенка, который быстро теряет интерес к тому, что у него плохо получается.
В 2,5–3 года дети могут понимать цель игры в футбол. Иногда они даже знают имена футболистов и смотрят по телевизору небольшие отрывки игр. Что касается физической нагрузки, то она возрастает и по интенсивности, и по длительности. В этом возрасте уделяется внимание технике ведения мяча: ненавязчиво вводятся упражнения на ведение мяча, отбрасывание, перекидывание и т. д.
В 3-4 года у детей предметная игра превращается в ролевую, так что манипуляции с мячом вряд ли удержат детей надолго, поэтому целесообразно вводить игры с элементами футбола, имеющие сюжет. Например, представить, что ворота — это нора, в которой должен спрятаться заяц-мяч. Чтобы научить ребенка водить мяч вокруг конусов, нужно предложить ему представить себя машиной на гонках, которой нужно прийти первой, не попав в «аварию».
Заинтересовать футболом поможет привлекательный инвентарь: легкие красочные мячи, яркие разноцветные фишки, яркие манишки, необычные игровые тренажеры.
Ребенок дошкольного возраста активно познает мир. Все для него кажется новым и необычным: и новые движения, и новые формы, и новые ощущения, и новые эмоции.
Теоретические знания о футболе дети получают в старшем дошкольном возрасте. Приурочить знакомство с футболом можно к 10 декабря - всемирному дню футбола. Можно рассказать о происхождении слова от английских слов "фут" (нога, ступня) и "бол" (мяч). Причем нужно отметить, что английское происхождение слова не случайно: ведь именно Англия считается родиной этого спорта. На занятии можно упомянуть известных футболистов (Лев Яшин, Андрей Аршавин, Роман Павлюченко, знаменитые команды ("Спартак", "Динамо", "Локомотив", известные высказывания об этой игре ( Пеле: ". футбол - это трудная игра, ведь в нее играют ногами, а думать надо головой").
Знакомство с футболом не должно быть скучным. Поэтому можно рассказать о подводном и болотном футболе, познакомить с настольным футболом, показать мультфильмы о футболе, красочную презентацию или яркие фотографии.
Старшим дошкольникам не требуются серьезные знания о правилах игры. Важно обратить внимание детей на основную цель футбола : забить мяч в ворота другой команды, ввести в их оборот некоторые футбольные термины («нападающий», «вратарь», «гол», «пенальти»).
Теоретические знания о футболе следует чередовать с физическими упражнениями, эстафетами, футбольными элементами.
Таким образом, знакомство дошкольников с футболом осуществляется постепенно, на всех этапах обучения. Если сначала ребенок знакомится с футболом незаметно для себя, то в старшем дошкольном возрасте это происходит более осознанно: он должен понимать, что представляет собой эта игра, какую она преследует цель, какие люди прославились как футболисты и т. д. Другими словами, практические занятия футболом постепенно подкрепляются теорией.
Список литературы:
1. Клячкина Л. Конспект физкультурного занятия на тему "Маленькие футболисты" сдетьми старшей группы [Электронный ресурс] URL : https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-fizkulturnogo-zanjatija-na-temu-malenkie-futbolisty-s-detmi-starshei-grupy.html (Проверка доступа от 26.09.2017)
2. Лукашов П. А. Футбол для дошкольников // Физическая культура и спорт в современном мире. - Рязань, 2015. - С. 42-46.
3. План индивидуальных тренировок для старшего дошкольника [Электронный ресурс] URL : www.football.by/forum/viewtopic (Проверка доступа от 26.09.2017)
4. Пономарев С. А. Забавы в раннем детском возрасте // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт». – 1998. – № 12. – 96 с.
5. Яковлев В. Г. Игры для детей. – М. : Физкультура и спорт, 1975. – 158 с. Сорокина В. Н. «Спортик» (игры с элементами спорта). Программа дополнительного образования в области физического воспитания для детей 5-7 лет // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2012. - № S1. - С. 109-125.