Марина Царькова
Консультация для родителей «О правах ребенка дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», — констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся :
• Декларация прав ребенка (1959);
Публикация «Консультация для родителей „О правах ребенка дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право :
• на воспитание;
• на развитие;
• на защиту.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Основную ответственность за судьбу ребенка и защиту его прав осуществляют родители. В ст. 18 Конвенции определено, что оба родителя совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка, а государство должно поддерживать их в этом и оказывать родителям надлежащую помощь. Именно на родителей закон возлагает обязанность по защите прав и интересов своих детей (ст. 59,63 закона РК «О браке и семье»).
Большая часть прав ребенка, провозглашенных Конвенцией, закреплена в Законе о правах ребенка в Республике Казахстан от 8 августа 2002 года №345
• Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста.
• Равноправие детей (статья 4).
• Запрещение ограничения прав ребенка (статья 6).
• Право ребенка на охрану здоровья (статья 8).
• Право ребенка на индивидуальность и ее сохранение (статья 9).
• Право на жизнь (статья 10).
• Право ребенка на свободу слова и совести, информацию и участие в общественной жизни (статья 11).
• Право ребенка на необходимый уровень жизни (статья 12).
• Право ребенка на образование (статья 15).
• Право ребенка на проживание с родителями (статья 25).
Нарушением прав ребенка можно считать :
• лишение свободы движения;
• уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного;
• применение физического насилия к ребенку;
• унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм);
• угрозы в адрес ребенка;
• ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
• отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами;
• отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка. Д. Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: Каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».
Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
И хотелось бы мне закончить следующими словами В. Г. Белинского:
«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками.».