Дементьева Вера
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами.
Подготовила воспитатель МДОУ
Дементьева Вера Анатольевна
Тема:
Знакомство детей с шахматными фигурами
.
Задачи:
1. Познакомить детей с шахматными фигурами, их названиями. Дать понятие об армии белых и черных фигур. Познакомить детей с демонстрационными шахматами.
2. Развивать у дошкольников память, внимание, партнерские отношения между детьми.
Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами» размещена в разделах
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
3. Прививать детям интерес к шахматам, ненавязчиво содействовать формированию универсальных учебных действий.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором для показа презентации «Волшебные фигуры», комплект шахмат на каждого ребенка, разрезные картинки «шахматные фигуры», цветные карандаши и листы с изображением шахматных фигур для раскрашивания, посылка, волшебная книга.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какую посылку принес нам почтальон Печкин. Давайте откроем и посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достает по очереди предметы, дети угадывают их названия:
- шахматная доска;
- квадраты белого и черного цветов (белое поле, черное поле)
- горизонтальная и вертикальная полоски (горизонталь, вертикаль)
- диагональная полоска (диагональ)
Молодцы, ребята, правильно угадали все предметы.
А как вы думаете, зачем нужна шахматная доска? Кому она принадлежит?
- Может быть, в посылке еще что-то есть? (воспитатель достает из посылки волшебную книгу.)
- Посмотрите, это же волшебная книга, в которой есть ответы на все наши вопросы.
- «Книга - книга, дай ответ!» (воспитатель открывает книгу и начинает читать) На кране слайды презентации «Волшебные фигуры».
Основная часть
…В одном королевстве жили – были, когда-то давным – давно, Король и Королева. Король был светлый, а Королева - смуглая с черными волосами. Жили они дружно и счастливо. Каждое утро Король с Королевой объезжали свое королевство верхом на конях по белым и черным полям.
Доезжали они до самых границ своих владений. Жители королевства их приветствовали и кланялись. Везде царили мир и покой. Но вот беда, не было у Короля и Королевы детей. Кому оставлять королевство? Что делать?
Решила Королева обратиться за помощью к старой колдунье. – «Знаю, знаю о вашей беде», - сказала колдунья. «Так и быть помогу вам. Вот возьми фигурки двух мальчиков, слепленные из теста. Один из белой муки, а другой - из черной. Вдохну в них жизнь и наделю человеческими качествами: умом, добротой и щедростью. Если дети растеряют в течение жизни их, тогда они снова превратятся в фигурки, и останутся игрушками навечно».
Шло время. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева баловали своих детей: им было все дозволено, и все разрешено. Выросли мальчики: один темненький, другой светленький, но были они очень капризные и завистливые. То и дело они ругались и дрались друг с другом.
Не стало покоя в королевстве. Тогда родители решили поделить королевство поровну между светлым и темным братьями, а сами ушли куда глаза глядят. Братья создали каждый свою армию солдат. И стали нападать друг на друга: черный на белого, а белый на черного.
Предсказание колдуньи сбылось. Вскоре братья вместе со своими солдатами превратились обратно в фигурки белого и черного цвета. А люди с удовольствием стали играть ими на шахматной доске. (воспитатель закрывает волшебную книгу)
В шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. Воспитатель показывает первые шахматные фигуры: белая и черная пешка!
- Найдите и поставьте на стол белую пешку, черную пешку. (дети выполняют задание)
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Дети хором повторяют: "Пешка!" Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей, белым и черным конем, белым и черным слоном, белым и черным ферзем, белым и черным королем.
Игра «Поставь шахматные фигуры по росту»:
- Найдите самую маленькую фигуру. (Пешка)
- Найдите самую высокую фигуру. (Король)
Игра «Какой фигуры не стало»
Воспитатель прячет фигуру в ладошку, а дети пробуют угадать пропавшую фигуру. Затем прячет ребенок, остальные угадывают.
Игра «Разрезные картинки» (дети работают в парах)
Воспитатель предлагает детям составить картинки с изображением шахматных фигур. (по одной фигуре каждой паре). Дети собрали и назвали ее.
Воспитатель знакомит детей с диаграммой. На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Воспитатель показывает детям шахматные фигуры демонстрационных шахмат (они такие же, как на диаграммах). Вместе с детьми воспитатель находит отличия в фигурах.
Работа с раскрасками.
Дети закрашивают фигуру, которая им понравилась и запомнилась, говорят ее название.
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? (названия шахматных фигур)
- Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры)
- Какой король не умеет говорить? (шахматный)
- На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
Молодцы! Вы старались! Не ленились! Поэтому со всеми заданиями справились!