ГАЛИНА СЕРЖАНТ
Знакомство детей с ОВЗ и взаимодействие со специалистами в сенсорной комнате
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате :
- снятие психоэмоционального напряжения;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение расслабляться,освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
Публикация «Знакомство детей с ОВЗ и взаимодействие со специалистами в сенсорной комнате» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная комната — это организованное пространство, воздействующее на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения.
Сенсорная комната — это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
—развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
—коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).
В своей работе применяю следующие принципы:
1принцип – индивидуальный подход.
Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом степени нарушения, общего и эмоционального состояния.
2 принцип – этапности.
На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, а также наладить эмоциональный контакт с ребёнком. Перед началом работы в сенсорной комнате знакомлю детей с каждым прибором, учу их концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы.
Сенсорная комната разделена на 4 среды.
Мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще.
Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Время занятий в сенсорной комнате от 20 -25 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (3-5 чел.)
В своей работе в сенсорной комнате часто использую методики цвето-, звуко- музыко- терапии для воздействия на состояние ребенка соответствующие органы чувств.
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. В нашем кабинете «мягкий пол».
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики можно отнести лечение звуками природы («Дыхание моря», «Наедине с дождем»).
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
В нашей сенсорной комнате имеется следующее оборудование:
1. Сухой бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.
2. Воздушно-пузырьковая колонна с водой - основной и неотъемлемый элемент сенсорной комнаты. Поток пузырьков, под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, с разноцветной подсветкой. Используются для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления.
3. Тактильная дорожка. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы, камней. Ощупывая их, ребё нок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев.
4. Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
5. Зеркальное панно позволяет расширить окружающее пространство вокруг оборудования сенсорной комнаты и у световых эффектов. Помогает развитию визуального восприятия собственного тела; мимики и пантомимики; формирование уверенности в себе.