Ольга Плужникова
Знакомство детей с геометрическими понятиями
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе ознакомления детей с геометрическими понятиями используется моделирование. Следует отметить, что наилучшим образом этот процесс происходит при сочетании различных наглядных методов и приёмов обучения, а так же практических. Для этого используются следующие игровые упражнения: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и другие. Примеры применения практических методов и приё мов: «Найди, принеси, покажи, выложи, начерти, составь узор» и другие. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приё мы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи…». В работе используются разнообразные средства обучения: предметы и явления окружающей действительности: изображения предметов и явлений окружающей действительности, геометрических фигур и другое; модели предметов (игрушки, мебель, вырезки из картона и другое); модели геометрических фигур; счётные палочки; специальная литература, рабочие тетради; символические изображения (карты, схемы, таблицы).
Публикация «Знакомство детей с геометрическими понятиями» размещена в разделах
В дошкольном возрасте оптимальными являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). Важно отметить, чем младше ребёнок, тем значимее первый вид моделирования. Оно помогает воплотить абстрактные геометрические понятия в форму, воспринимаемую сенсорикой ребёнка. Например, очень удобно моделировать линии и углы, используя при этом шнур, природный материал, счетные палочки или обычный лист бумаги, сгибая их соответствующим образом. Можно предложить выполнить следующие задания:
1. Построить треугольник, прямоугольник, квадрат. После анализируются фигуры, и выясняется, сколько сторон, углов, равны ли стороны, сколько надо взять счетных палочек, семечек. Если у детей возникают сложности, то даётся индивидуальный образец.
2. Можно предложить выполнить провокационное задание: выложить круг из палочек (нельзя – у круга нет сторон).
3. Выложить два треугольника из 5-ти палочек (на смекалку).
4. В старшей группы, кроме палочек одинаковой длины предлагаются палочки разной длины:
- построй фигуры разные по величине;
- построй треугольники с разными по длине сторонами, и другие
- как получить из прямоугольника трапецию. (на смекалку). Предложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура;
- можно предложить выложить ёлку, домик, мебель и т. д.
5. Методом проб дети учатся находить прямой угол среди рисунков других углов. Пример: 1. Дерево растёт ровно, прямо, значит между деревом и землей прямой угол. 2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит угол не прямой.
Для знакомства с прямым углом рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки равной по величине прямому углу. Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.
В процессе обучения часто применяются вопросы. Пример: Как называется объёмная форма? Провокационные вопросы, например: показываем новую фигуру (овал) и спрашиваем: «Это круг?» Чем похожи (отличаются? Дети выполняют осязательно-двигательное обследование фигур. Плоские фигуры обследуют пальчиками, объёмные ладошкой. Используется подсчитывание углов, сторон, сравниваются по количеству. Производят сравнение сторон, углов и осей по величине с помощью наложения, путём сгибания или использования условной мерки. Для сравнения углов по величине используется условная мерка, равная прямому углу. Так же фигуры можно прокатывать. Накладывать одну фигуру на другую, обращается внимание на то, что фигуры отличаются наличием лишних кусочков. Используются упражнения на группировку: фигуры отличаются только по форме, по цвету, размеру, толщине.
Применяются дидактические игры: Нахождение фигуры по образцу («Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи», на нахождение фигуры по названию «Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру», нахождение фигуры по описанию (свойства, «Отгадай», составление фигур из частей : игры-головоломки: «Пифагор», «Танграм», «Калумбово яйцо» и т. д.
В своей работе используется метод показа отличия плоских и объё мных фигур : накрываем прямой ладошкой фигуру на столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет – объемная. Плоские фигуры можно изображать на листе бумаги в процессе рисования или аппликации.
В настоящее время активно использую занимательную математику, которая помогает подготовить детей к школьному обучению, в том числе в области формирования геометрических представлений Например, занимательные вопросы, задачи – шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приёмом активизации умственной деятельности. Для решения задачи, ответа на вопрос требуется установление связей, отношений между объектами и явлениями. Задачи – головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счё тных палочек: 3 разных квадрата из 10; квадрат и 2 разных четырехугольника (прямоугольника) из 10 и другие. В других аналогичных задачах осуществляется преобразование, видоизменение данной фигуры путём перекладывания или уменьшения количества палочек её составляющих.
Группа игр на составление (моделирование) плоских и объёмных изображений объектов. («Головоломка Пифагора», «Танграм», «Уголки», «Кубики для всех».. , способствуют развитию образного и логического мышления.
Очень разнообразны наглядные логические задачи: от самых простых, на заполнение пустых клеточек, продолжение ряда, поиск признаков отличия, до более сложных – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой. В процессе решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Для ребёнка дошкольного возраста оптимальными являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). С помощью моделирования дети знакомятся с такими понятиями как : линии, углы, фигура. Знакомство с геометрическими понятиями происходит тогда, когда они выполняют различные манипуляции с фигурами, которые дети рассматривают, сравнивают с помощью наложения, путём сгибания или использования условной мерки. Дошкольники выполняют осязательно-двигательное обследование фигур.
Знакомство с рассмотренными выше геометрическими понятиями не является обязательным с точки зрения формирования предметных знаний и умений ребёнка в дошкольный период обучения, но является бесценным с точки зрения математического мышления и математических способностей ребёнка. Развитие математического мышления является важной составляющей в подготовке дошкольников к школьной жизни.
Процесс формирования у дошкольников представлений о геометрических понятиях осуществляется на протяжении всего дошкольного периода. В каждой возрастной группе реализуются свои цели и задачи.