Ильмира Чираева
Значимые характеристики детей раннего и дошкольного возраста для разработки и реализации рабочей программы
▼ Скачать +Заказ
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Социально-коммуникативное развитие
• развивается самостоятельность;
• складывается произвольность поведения;
• легко поддается эмоциональным настроениям сверстников;
• активно действует с игрушками и предметами заместителями;
• появляются элементы ролевой игры;
• могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом.
Познавательное развитие
• развивается наглядно-действенное мышление, появляются основы наглядно-образного мышления;
• совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки;
Публикация «Значимые характеристики детей раннего и дошкольного возраста для разработки и реализации рабочей программы» размещена в разделах
• развиваются произвольность, умение действовать на основе предлагаемой взрослыми модели;
• осваиваются названия окружающих предметов.
Речевое развитие
• интенсивно развиваются звуки и понимание речи;
• совершенствуется слуховое восприятие и фонематический слух;
• произносят звуки с большими искажениями.
Художественно- эстетическое развитие
• эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• увлеченно использует разнообразные художественные материалы - (карандаши, фломастеры, краски).
Физическое развитие
• организм недостаточно окреп, подвержен инфекциям, часто страдают верхние дыхательные пути;
• нервная система недостаточно окрепшая
• легко возбуждается и легко утомляется при однообразных движениях.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Социально-коммуникативное развитие
• развивается самостоятельность;
• стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками;
• отделяет себя от взрослого, проявляет желание быть как взрослый: «Я - сам» (кризис 3-х лет);
• поведение ситуативно;
• проявляются такие чувства и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам;
• начинает развиваться самооценка;
• начинает формироваться произвольность поведения, деятельность носит еще неустойчивый характер;
• приобретает первичные умения ролевого поведения.
Познавательное развитие
• складываются пространственные представления;
• внимание непроизвольно;
• интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
• память непроизвольная, но легко запоминает новые слова, стихи и сказки;
• обследует объекты ближайшего окружения и экспериментирует с ними;
• проявляет воображение;
• проявляет любопытство и активность при появлении «чего – то нового».
Речевое развитие
• владеет активной речью;
• обращается к взрослому с вопросами и просьбами;
• использует речевые и неречевые способы общения (взгляды, мимика, жесты, движения);
• не правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
• чаще и охотнее вступает в общение со сверстниками;
• растет интерес к слушанию сказок и стихов;
• осуществляется переход от ситуативной речи к использованию контекстной речи (свободной от наглядной ситуации).
Художественно- эстетическое развитие
• начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности;
• эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• подпевает элементарные попевки.
Физическое развитие
• высока потребность ребенка в движении;
• свойственна подражательная
деятельность;
• физические упражнения становятся разнообразными и координированными;
• развита крупная моторика;
• развивается согласованность совместных действий в подвижных играх и при выполнении упражнений;
• бег еще неравномерен, движения рук не энергичны.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Социально-коммуникативное развитие
• регулирует свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами;
• переносит освоенные культурно-гигиенические навыки в сюжетно-ролевую игру;
• проявляет самостоятельность в элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.);
• повышенная обидчивость;
• совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому.
Познавательное развитие
• наглядно-образное мышление становится ведущим;
• задает вопросы поискового характера;
• развита любознательность (возраст «почемучек»);
• совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие;
• интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
Речевое развитие
• осваивается связная монологическая речь;
• овладевает умением слушать художественные произведения в коллективе сверстников;
• формируется способность к словотворчеству;
• формируется грамматический строй речи.
Художественно- эстетическое развитие
• эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события;
• возникает большая потребность в двигательных импровизациях под
музыку;
• стремится правильно действовать с изобразительными и пластическими и конструктивными материалами;
• увлеченно использует разнообразные художественные материалы (карандаши, фломастеры, краски).
Физическое развитие
• интенсивно развиваются моторные функции;
• движения становятся осмысленными, мотивированными, целенаправленными и управляемыми.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Социально-коммуникативное развитие
• активно включается в игры и другие виды деятельности;
• осознает общепринятые нормы и правила поведения и обязательности их выполнения, начинает управлять своим поведением;
• повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками;
• продолжают формироваться правила безопасного поведения и личной гигиены;
• наблюдается длительная перспектива игры.
Познавательное развитие
• развито наглядно-образное мышление, воображение;
• внимание устойчивое, произвольное;
• формируется смысловая память;
• легко запоминает эмоционально насыщенные события;
• совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений;
• формируется ориентировка во времени;
• закладываются основы словесно-логического мышления;
• повышается объем памяти.
Речевое развитие
• строит диалог со сверстниками и взрослыми;
• развивается интонационная выразительность речи, связная речь;
• становится нормой правильное произношение звуков;
• слышит собственные речевые недостатки;
• сравнивает свою речь с речью взрослых;
• накапливается значительный запас слов;
• продолжает развиваться связная речь.
Художественно- эстетическое развитие
• развивается способность к художественному коллективному труду, может согласовывать и планировать свои действия;
• рисунки приобретают сюжетный характер, изображение становится более детализированным и пропорциональным;
• готовы к самостоятельному творчеству;
• формируются обобщенные способы действий, обобщенные представления об объектах творчества.
Физическое развитие
• двигательная активность становится все более целенаправленной;
• овладевает сложными видами движений и различными способами их выполнения;
• проявляет интерес к различным видам спорта.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 8 лет)
Социально-коммуникативное развитие
• совершенствуется культура самообслуживания, культура здоровья;
• осваивает значимые жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх;
• появляется самокритичность, внутренняя позиция, сформированы основы самооценки;
• поведение ребенка начинает регулироваться его представлениями о том, что хорошо, что плохо;
• формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии;
• ролевые взаимодействия содержательны и разнообразны;
• начинает скрывать свои чувства и эмоции;
• игровые действия становятся более сложными.
Познавательное развитие
• увеличивается объем памяти;
• задаёт вопросы поискового характера, проявляет любознательность;
• интересуется причинно- следственными связями;
• принимает собственные решения, опираясь на свои умения, навыки;
• развивается смысловая, механическая память;
• воображение и внимание становится произвольным;
• формируется объективное желание стать школьником;
• повышается потребность к восприятию информации.
Речевое развитие
• развивается диалогическая и монологическая речь;
• складываются предпосылки грамотности;
• закрепляется умение согласовывать существительные с другими частями речи;
• совершенствуется умение составлять рассказы по картине;
• формируется культура речевого общения.
Художественно - эстетическое развитие
• самостоятельно придумывает и показывает танцевальное или ритмическое движение;
• становятся совершенными результаты продуктивных видов деятельности;
• рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма;
• начинает планировать замысел в конструировании;
• формируется способность выполнять композиции;
• постройки становятся симметричными и пропорциональными.
Физическое развитие
• совершенствуются физические навыки;
• свойственна высокая потребность в движениях
• увеличивается выносливость, гибкость.