Олеся Маслакова
Значимость различных направлений работы по сенсорному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с дошкольниками по сенсорному развитию является одной из самых значимых в детском саду. Малыш осваивает окружающий мир, начиная с самого рождения. Однако, если на раннем этапе становления детской психики сенсорное развитие основывается на биологических характеристиках человека и может иметь случайный и спонтанный характер, то в дошкольном образовательном учреждении создаются специальные условия для целенаправленного участия взрослого в этом процессе.
Публикация «Значимость различных направлений работы по сенсорному развитию дошкольников» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребенка можно соотнести с «развитием его восприятия и формированием представлений о свойствах предметов» [1, с. 3].
Среди направлений работы по сенсорному развитию дошкольников в научной литературе выделяются следующие [3] :
1. Развитие целенаправленного слухового восприятия. Для работы по данному направлению можно обращаться к некоторым моделям, рассматривающим три уровня межличностного взаимодействия: сигнал, сообщение и поведение, а также взаимодействие с социальным и физическим окружением [7]. Сенсорная информация обрабатывается при помощи нервных систем в языковых центрах мозга и выражается в речи. Ситуация общения оценивается и сравнивается с внутренним эталоном. Несоответствие между ним и воспринимаемой реальностью порождает сигнал обратной связи, который воздействует на компоненты процесса общения. Здесь важная роль принадлежит языковому обучению.
2. Развитие целенаправленного восприятия цвета. Здесь отметим, что значимая роль в дошкольном образовании отводится изобразительной деятельности, посредством которой ребенок получает, усваивает и использует информацию о цветах [2].
3. Развитие восприятия формы объемных предметов при тактильном взаимодействии. Следует отметить, что осязание является одним из первых способов изучения мира. Его своевременное развитие обеспечивает человеку сенсорную основу, на которой воспринимается в дальнейшем собственное тело и самоощущение. Особой областью интереса к исследованиям тактильного восприятия, опосредующего межличностные связи у детей, является выраженная социальная функция осязания. Само прикосновение имеет фундаментальное значение в широком спектре общественных и когнитивных процессов [4]. Ему следует уделять особое внимание в педагогической деятельности.
4. Развитие зрительного восприятия формы. Данный процесс является значимым фактором для дальнейших умений в понимании прочитанного и арифметических вычислений [6]. Для полноценного будущего ребенка такой вид деятельности необходимо развивать уже в детском саду.
5. Развитие восприятия качеств величины. Важность данного показателя в дошкольном образовательном учреждении основана на использовании детьми информации о времени, пространстве, величине или действии с предметами [5]. Работа с данными категориями является залогом развития в дальнейшем абстрактного мышления, необходимого для полноценной жизни любого взрослого человека.
Таким образом, всем выделенным нами в настоящей статье направлениям работы по сенсорному развитию дошкольников, необходимо уделять самое пристальное внимание. В условиях детского сада достаточно возможностей для такого рода работы. Она обеспечивает успешное формирование личности ребенка, способствует его дальнейшему совершенствованию в мыслительных и социальных действиях.
Список литературы
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.
3. Соловьева, О. Н. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / О. Н. Соловьева // Наука и современность. – 2012. – №17. – С. 138-142.
4. Bremner, A.J. The development of tactile perception / A.J. Bremner, C. Spence //Advances in child development and behavior. – 2017. – Т. 52. – С. 227-268.
5. Bueti, D. The parietal cortex and the representation of time, space, number and other magnitudes / D. Bueti, V. Walsh // Philosophical Transactions of the Royal Society B : Biological Sciences. – 2009. – Т. 364. – №. 1525. – С. 1831-1840.
6. Cui, J. Visual form perception is fundamental for both reading comprehension and arithmetic computation / J. Cui //Cognition. – 2019. – Т. 189. – С. 141-154.
7. Sahli, S. Auditory Processing Disorder in Children : Definition, Assessment and Management / S. Sahli // Journal of International Advanced Otology. – 2009. – Т. 5. – №. 1.