Зоя Гаврилова
Значение закаливания. Виды закаливающих процедур в режиме дня ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Закаливание - это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Основные задачи закаливания
• укрепление здоровья детей
• развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды
• повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы – воздух, вода и солнечный свет – при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
Публикация «Значение закаливания, Виды закаливающих процедур в режиме дня ДОУ» размещена в разделах
2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.
3. Постепенность в увеличении силы воздействия природных факторов.
4. Систематичность закаливания (оно осуществляется круглый год, но его виды и методики меняются в зависимости от сезона и погоды).
5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.
Виды :
Воздух, солнце
• Чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей.
Проводят: утром перед приходом детей; перед занятиями; перед возвращением детей с прогулки; во время дневного сна; после полдника.
Одностороннее проветривание используется постоянно в присутствии детей. В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят в отсутствии детей. Оздоровляющее действие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16-180С, получая при этом воздушные ванны.
• Прогулка: В зимний сезон дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4-6 часов ежедневно. При этом важно правильно одеть и обуть ребенка, соответственно сезону и погоде. Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети остаются в головных уборах и трусиках).
• Хорошим средством закаливания является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по очищенному грунту (трава, гравий, песок). Затем приучать детей ходить босиком в помещении; проведение босиком утренней гимнастики и физкультурных занятий. Оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. Летом все организованные формы проводятся на участке группы или спортивной площадке.
Вода
• Обязательным требование является постепенное снижение температуры воды при умывании
• Дети до 3 лет: моют кисти рук, лицо, шею. Если дети, умываясь, забрызгали белье или намочили рукава – надо сменить мокрую одежду, так как, высыхая оказывает сильное охлаждающее действие.
• Старше 3 лет: при умывании увеличивается зона воздействия - моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.
• Местные водные процедуры – подмывание, обтирание, обливание.
• Местное влажное обтирание наиболее мягкая процедура из водных закаливающих мероприятий. Обтирания производят варежкой из мягкой ткани, смоченной водой соответствующей температуры. После кожу растирают сухим мягким полотенцем до появления умеренного покраснения. Начинают с рук, ног, а затем туловище.
• Обливание оказывает большой раздражительный эффект (не только температура воды, но и давление ее массы). Рекомендуется проводить после дневного сна.
• Летом целесообразно сочетать обливание ног с их мытьем после прогулки – ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.
• Начинают закаливание с более мягких воздействий, то есть с местных закаливающих воздействий. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.
Все меры закаливания различаются :
• По силе воздействия – местные (обтирание, обливание, ванна, общие (обтирание, обливание, ванна, купание в открытом водоеме);
• По продолжительности;
• По действующему фактору (воздух, вода, солнце).